Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЯРТ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 83-84

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

ПЯРТ (Pärt) Ар­во (р. 11.9.1935, Пай­де), эст. ком­по­зи­тор, засл. дея­тель ис­кусств Эст. ССР (1978). В 1963 окон­чил Тал­лин­скую конс. по клас­су Х. Эл­ле­ра. В 1958–67 зву­ко­ре­жис­сёр на Эст. ра­дио. В 1979 эмиг­ри­ро­вал, жил в Ве­не, с 1980 – в Бер­ли­не.

В по­ис­ках собств. сти­ля изу­чал гри­го­ри­ан­ский хо­рал, ср.-век. ор­га­нум и мо­тет, по­ли­фо­нию ни­дер­ланд­ской шко­лы. Со­чи­нял в се­рий­ной тех­ни­ке («Нек­ро­лог», 1960; «Perpetuum mobi­le», 1963), в тех­ни­ке изо­рит­мии («Modus», 1977), при­ме­нял ме­то­ды со­но­ри­ки («Ес­ли бы Бах раз­во­дил пчёл», 1976), ми­ни­ма­лиз­ма («Са­ре бы­ло 90 лет», 1990), при­ём кол­ла­жа («Кол­лаж на те­му BACH», 1964; «Мо­царт-Ада­жио», 1992) и др., од­на­ко не примк­нул ни к од­ной из аван­гард­ных школ и в це­лом не под­дер­жал ра­ди­ка­лиз­ма, ха­рак­тер­но­го для эс­те­ти­ки муз. аван­гар­да 20 в. Собств. стиль ком­по­зи­тор ме­та­фо­ри­че­ски на­звал «тин­тин­на­бу­ли» (tintinnabuli; ис­ка­жён­ное лат. tin­tinnabula – ко­ло­коль­чи­ки), имея в ви­ду не­боль­шие цер­ков­ные ко­ло­ко­ла и осо­бен­но­сти их зво­на (при­зву­ки). Со­глас­но П., ка­ж­дый «квант» муз. ма­те­рии дол­жен быть об­ду­ман, про­ве­рен на «ис­тин­ность» и, на­ко­нец, пись­мен­но за­фик­си­ро­ван. Все со­чи­не­ния П. на­чи­ная с 1976 (фп. пье­са «Для Али­ны») так или ина­че вы­дер­жа­ны в сти­ле tintinna­buli, напр. ора­то­рия «Стра­сти по Ио­ан­ну» (на лат. текст, 1982). Осо­бен­ность творч. на­ту­ры П. – ве­ли­чай­шая тре­бо­ва­тель­ность к се­бе, ко­то­рая на­шла вы­ра­же­ние в мно­го­числ. пе­ре­ра­бот­ках собств. со­чи­не­ний. Так, хо­ро­вое соч. «Summa» на лат. текст Credo (1977) пе­ре­ло­же­но для 4 про­доль­ных флейт и 2 ги­тар (1977), для струн­но­го квар­те­та, а так­же для струн­но­го ор­ке­ст­ра (оба 1991), для 4 сак­со­фо­нов (2009). Ор­ган­ное соч. «Зер­ка­ло в зер­ка­ле» (1978) 9 раз пе­ре­пи­са­но для раз­ных со­ста­вов (1978). Ми­ни­ма­ли­стич. соч. «Fratres» (1977) к 2008 пре­тер­пе­ло 16 ре­дак­ций. Зре­лый стиль П. так­же на­зы­ва­ют «но­вая про­сто­та» (нем. neue Ein­fachheit), под­ра­зу­ме­вая «про­сто­ту» гар­мо­нии (рас­ши­рен­ная то­наль­ность с опо­рой на тре­зву­чие, ску­по ук­ра­шен­ное допол­нит. эле­мен­та­ми вер­ти­ка­ли), рит­ма (не­од­но­крат­но по­вто­ряе­мые рит­мо­фор­му­лы – «пат­тер­ны»), сил­ла­бич. рас­пев тек­ста, про­зрач­ную го­мо­фон­ную фак­ту­ру и др.

В на­сле­дии П. до­ми­ни­ру­ет му­зы­ка для хо­ра ли­бо во­каль­но­го ан­самб­ля (с со­про­во­ж­де­ни­ем или без не­го) на хри­сти­ан­ские мо­лит­во­слов­ные тек­сты. П., кре­щён­ный в пра­во­сла­вие, от­дал дань рус. цер­ков­ной тра­ди­ции: псал­мы 130 («Гос­по­ди, не воз­не­се­ся серд­це мое») и 96 («Хва­ли­те Гос­по­да вси язы­цы») (оба 1984), «Бо­го­ро­ди­це Де­во ра­дуй­ся» (1990), «Ка­нон по­ка­ян­ный» (1997) (все со­чи­не­ния на цер­ков­но­слав. язы­ке). При этом по­дав­ляю­щее боль­шин­ст­во ду­хов­ных со­чи­не­ний П. на­пи­сал на ин­тер­на­цио­наль­ные лат. тек­сты: псал­мы 129 («De pro­fundis», 1980), 50 («Miserere», 1989), «Te Deum» (1984), «Stabat mater» (1985), «Маг­ни­фи­кат» (1989), «Nunc dimittis» (2001), «Salve regina» (2002) и др. П. – ав­тор ка­то­лич. «Сил­ла­би­че­ской мес­сы» (1977), «Бер­лин­ской мес­сы» (1992). На­зва­ния ин­ст­ру­мен­таль­ных со­чи­не­ний так­же не­ред­ко ори­ен­ти­ру­ют слу­ша­те­ля на ду­хов­ную те­матику: «Трис­вя­тое» (1992) и «Пла­ща­ни­ца» (2005) для ор­ке­ст­ра, струн­ный квар­тет «Пса­лом» (1991), «Missa brevis» для 12 вио­лон­че­лей (2009). Сре­ди др. со­чи­не­ний: 4 сим­фо­нии (1964, 1966, 1971, 2008), ор­ке­ст­ро­вая пье­са «Cantus па­мя­ти Б. Брит­те­на» (1977).

Глу­би­на со­дер­жа­ния в со­че­та­нии с про­сто­той вы­ра­зит. средств обес­пе­чи­ли му­зы­ке П. ог­ром­ную по­пу­ляр­ность в стра­нах За­па­да.

Лит.: Не­стье­ва М. Бер­лин­ские ка­ни­ку­лы // Со­вет­ская му­зы­ка. 1990. № 12; Hillier P. The music of A. Pärt. Oxf., 1997; Kautny O. A. Pärt zwischen Ost und West: Rezeptionsge­schichte. Stuttg., 2002; A. Pärt: Die Musik des Tintinnabuli-Stils / Hrsg. von H. Conen. Köln, 2006.

Вернуться к началу