Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЗЕНФЛЬ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 461

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев
Л. Зенфль. Рисунок Х. Шварца. 1519. Берлинская государственная библиотека.

ЗЕНФЛЬ (Senfl, Sennfl) Люд­виг (ок. 1486, Ба­зель – ме­ж­ду 2.12.1542 и 10.8.1543, Мюн­хен), нем. ком­по­зи­тор швейц. про­ис­хо­ж­де­ния. С 1496 пел в хо­ре при­двор­ной ка­пел­лы имп. Мак­си­ми­лиа­на I, брал уро­ки ком­по­зи­ции у Х. Иза­ка, стал его гл. по­мощ­ни­ком (пе­ре­пи­сы­вал со­чи­не­ния, со­про­во­ж­дал в мно­го­числ. по­езд­ках), в 1513 сме­нил его на по­сту ка­пель­мей­сте­ра. Не позд­нее 1508 при­нял ду­хов­ный сан. По­сле смер­ти Мак­си­ми­лиа­на I (1519) неск. лет без­ус­пеш­но пы­тал­ся за­нять вы­со­кий пост при к.-л. ев­роп. дво­ре. С 1523 до кон­ца жиз­ни – ком­по­зи­тор при дво­ре гер­цо­га Виль­гель­ма Ба­вар­ско­го в Мюн­хе­не, вы­вел его ка­пел­лу на уро­вень все­ев­ро­пей­ской из­вест­нос­ти. В 1529 от­ка­зал­ся от ка­то­лич. са­на и же­нил­ся. О позд­них го­дах жиз­ни З. поч­ти ни­че­го не из­вест­но; воз­мож­но, его карь­е­ре вос­пре­пят­ст­во­ва­ло ак­тив­ное об­ще­ние с М. Лю­те­ром, ре­фор­ма­ци­он­ным иде­ям ко­то­ро­го З., по-ви­ди­мо­му, сим­па­ти­зи­ро­вал (со­хра­ни­лась их 10-лет­няя пе­ре­пис­ка). Вы­со­кую ре­пу­та­цию З.-ком­по­зи­то­ра в Гер­ма­нии за­сви­де­тель­ст­во­ва­ли от­зы­вы тео­ре­ти­ков 16 в., в т. ч. З. Хей­де­на и Г. Гла­реа­на. Наи­бо­лее зна­чит. часть творч. на­сле­дия З. – ок. 120 мо­те­тов на лат. тек­сты (2 мо­те­та на­пи­са­ны по прось­бе Лю­те­ра; пер­вый пе­чат­ный сбор­ник вы­шел в 1520) и ок. 250 пе­сен (Lieder) на нем. тек­сты (пер­вый сбор­ник опуб­ли­ко­ван в 1512). Са­мая по­пу­ляр­ная из пе­сен «Ach Elslein, liebes Elselein» («Ах ос­лик, ми­лый ос­лик») со­хра­ни­лась в 3 раз­ных об­ра­бот­ках (в т. ч. в про­зрач­ном ак­кор­до­вом и изы­скан­ном по­ли­фо­ни­че­ском из­ло­же­нии); текст пес­ни «Lust hab ich ghabt zur Musica» («Мне так лю­без­на му­зы­ка») пред­став­ля­ет со­бой ак­ро­стих («Ludwig Sennfl»). В 7 мес­сах, отд. пес­но­пе­ни­ях про­прия мес­сы, ве­чер­ни и др. по­ли­фо­ни­чес­ких со­чи­не­ни­ях З. при­дер­жи­вал­ся сти­ле­вой мо­де­ли ни­дер­ланд­ской шко­лы, ус­та­нов­лен­ной Жос­ке­ном Де­пре и Иза­ком (в т. ч. ис­поль­зо­вал ар­ха­ич­ную для сво­его вре­ме­ни изо­рит­мию). 4-го­лос­ные оды сб. «Harmonia poetica» («По­эти­че­ская гар­мо­ния»; совм. с П. Хоф­хай­ме­ром; опубл. в 1539) на лат. тек­сты – экс­пе­ри­мент, в ко­то­ром ком­по­зи­тор пы­тал­ся пол­но­стью под­чи­нить муз. ритм мет­ри­ке ан­тич­но­го сти­ха (по пред­став­ле­ни­ям то­го вре­ме­ни).

Лит.: Löhrer E. Die Messen von L. Senfl. Z., 1938; Seidel W. Die Lieder L. Senfls. Bern, 1969; Kongsted O. L. Senfls Luther-motetter. En forskningsberetning. Kbh., 2000 (Fund og Forskning / Kongelige Bibliotek. Bd 39).

Вернуться к началу