ЛЮТОСЛА́ВСКИЙ
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЮТОСЛА́ВСКИЙ (Lutosławski) Витольд (25.1.1913, Варшава – 7.2.1994, там же), польск. композитор и дирижёр. Один из крупнейших представителей авангардизма. Сын политич. деятеля, музыканта-любителя Юзефа Лютославского (1881–1918; расстрелян в Москве большевиками). В 1931 окончил гимназию им. Стефана Батория в Варшаве, где учился в т. ч. как пианист (у Ю. Шмидовича) и скрипач (у Л. Кмитовой), в 1931–33 изучал математику в Варшавском ун-те. Окончил Варшавскую конс. как пианист (1936, класс Е. Лефельда) и композитор (1937, класс В. Малишевского). В годы ученичества увлекался музыкой К. Шимановского, М. Равеля, И. Ф. Стравинского, Б. Бартока, которые повлияли на формирование образного строя и техники в его собств. музыке. Первое публично исполненное произведение Л. – «Танец Химеры» для фп. (1930); яркие творч. достижения тех лет – Соната для фп. (1934) и Симфонич. вариации (1938). С 1935 дирижёр в студиях Польского радио (в публичных концертах не дирижировал). В 1939 радист в польск. армии, в том же году попал в герм. плен под Люблином, бежал в оккупированную Варшаву, где до 1944 работал тапёром в кафе (часто в фп. дуэте со своим другом – композитором и дирижёром А. Пануфником). Написанные в эти годы «Вариации на тему Паганини» для 2 фп. (обработка каприса № 24 Н. Паганини, 1941; авторская редакция для фп. с оркестром, 1978) позднее вошли в мировой репертуар. В дальнейшем Л. жил гл. обр. в Варшаве. С 1945 секретарь правления Союза польск. композиторов, в 1948 исключён из правления по идеологич. мотивам. В 1949 его 1-я симфония (1947) официально объявлена «образцом формализма». До сер. 1950-х гг. писал песни и танцы с «фольклорным колоритом», сочинения в духе социалистич. реализма (цикл «10 польских народных песен на солдатские темы» для мужского хора, 1951), музыку для детей (вокальные циклы «Весна» и «Осень», оба 1951; песни на слова А. Л. Барто, Ю. Тувима и др.), для кино, театра и радиоспектаклей. В 1957–63 сочинял также лёгкую музыку (вальсы, танго, фокстроты) под псевд. Дервид (Derwid). Кульминация раннего творчества – Концерт для оркестра (1954; вдохновлён одноим. сочинением Бартока), в котором фольклорные влияния своеобразно сочетаются с барочными; в этом сочинении Л. опирался на старинные жанры и формы (интрада, пассакалия, токката, фуга) и на «игровой» принцип кончерто гроссо. «Танцевальные прелюдии» для кларнета и фп. (1954) композитор обозначил как «прощание с фольклором».
Поворот в карьере Л. произошёл во 2-й пол. 1950-х гг., когда в странах социалистич. блока ослабло идеологич. давление. С 1956 авангардные сочинения Л. стали исполняться в Польше, в т. ч. в рамках междунар. фестиваля совр. музыки «Варшавская осень» (Л. – один из организаторов фестиваля), а с кон. 1950-х гг. – за рубежом, в т. ч. на междунар. муз. фестивалях в Загребе (Хорватия), Зальцбурге (Австрия), Олдборо и Хаддерсфилде (Великобритания). В цикле «5 песен на стихи К. Иллакович» (1957) и в «Траурной музыке» для струнного оркестра (памяти Б. Бартока, 1958; это сочинение принесло Л. междунар. известность) впервые широко использована додекафония. Одновременно Л. стал активно применять алеаторику (первая пьеса, написанная в технике контролируемой алеаторики – «Венецианские игры» для камерного оркестра, 1961), сонорику (характерны плотные «вибрирующие» сонорные массивы во II части 2-й симфонии, 1967). Образец авангардизма в хоровой музыке 20 в. – «Три стихотворения Анри Мишо» (1963); 2-я часть цикла («Великая битва») – шокирующая сонористич. картина в динамич. диапазоне от шёпота до крика, с шумовой «канонадой» ударных, «инфернальными» трубными сигналами и т. п.; здесь использована коллективная 20-голосная декламация без точной фиксации муз. высоты. Этим сочинением Л. дебютировал как концертный дирижёр. Выдающийся образец симфонич. музыки – «Книга для оркестра» (1968), в которой Л. продемонстрировал безупречное владение всеми ресурсами симфонич. оркестра. Среди др. сочинений 1960–1970-х гг.: Струнный квартет (1964), Концерт для виолончели с оркестром (1970; написан для М. Л. Ростроповича – его первого исполнителя), «Les espaces du sommeil» («Пространство сна») для баритона с оркестром (на текст Р. Десноса, 1975). В сочинении для оркестра «Mi-Parti» (1976; заглавие в пер. с франц. яз. означает «состоящий из 2 равных, но разных частей») отражён формально-драматургич. сценарий, излюбленный композитором начиная со 2-й симфонии: 1-й элемент конструкции выполняет подготовит. функцию, 2-й (центральный по содержанию) заключает в себе драматургич. кульминацию целого. «Эпитафия» для гобоя и фп. (1979) – начало позднего периода творчества, характеризующегося более прозрачной гармонией, сдержанностью в использовании алеаторики, привлечением элементов барокко, импрессионизма, романтизма. В сочинениях «Цепь-1» (для камерного оркестра, 1983), «Цепь-2» («диалог для скрипки с оркестром», 1985) и «Цепь-3» (для оркестра, 1986) применяется сочетание контрастных фактурно-тематических и тембровых пластов, которые не совпадают во времени, но «цепляются» друг за друга (отсюда назв.). В Партите для скрипки с оркестром (1984) ярче всего проявился интерес Л. к барочному стилю. Концерт для фп. с оркестром (посвящён польск. пианисту К. Цимерману, 1988) демонстрирует «игру» фактурными и жанровыми идиомами, свойственными фп. музыке С. В. Рахманинова. Вокальный цикл «Chantefleurs et chantefables» («Песнецветы и песнесказки») для сопрано и камерного оркестра (на текст Десноса, 1990) по характеру мелодич. декламации, складу фактуры, приёмам инструментовки родствен импрессионистским сочинениям К. Дебюсси и М. Равеля. Среди др. поздних сочинений: Концерт для гобоя и арфы с оркестром (1980; написан по заказу П. Захера для гобоиста Х. Холлигера и арфистки У. Холлигер), 3-я симфония (1983; здесь алеаторика причудливо сплетается с «ломающимися» формулами романтич. мелодики и гармонии), 4-я симфония (1992), «Subito» для скрипки и фп. (1992).
В 1980-е гг. (до установления в Польше демократич. власти) Л. занимал активную гражд. позицию: открыто поддерживал движение «Солидарность» и его лидера Л. Валенсу; демонстративно отказывался от выступлений на родине с собств. сочинениями, от гос. контрактов и премий; передавал свои валютные гонорары в фонд молодых польск. композиторов.
Гос. пр. Польск. Нар. Республики (1952, 1955, 1964, 1978). За вклад в обществ. и культурную жизнь Польши удостоен ордена Белого Орла (1994).