Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КВО́ДЛИБЕТ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 498

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КВО́ДЛИБЕТ (ср.-век. лат. quodlibet, от лат. quod libet – что угод­но), муз. жанр, ос­но­ван­ный на со­еди­не­нии (од­но­вре­мен­ном, а так­же по­сле­до­ва­тель­ном – в ду­хе по­пур­ри) уже су­ще­ст­вую­щих ме­ло­дий и сти­хов. Как пра­ви­ло, К. со­чи­ня­лись с раз­вле­ка­тель­ной це­лью и но­си­ли юмо­ри­стич. ха­рак­тер (па­ро­дия на учё­ный дис­пут, за­столь­ная пес­ня и др.). К. был осо­бен­но по­пу­ля­рен в Гер­ма­нии. Наи­бо­лее ран­ние об­раз­цы – в «Гло­гау­эр­ской пе­сен­ной кни­ге» (ок. 1480); в двух из них ме­ло­дия бал­ла­ты «O rosa bella» Дж. Дан­стейб­ла со­че­та­ет­ся с ме­ло­дия­ми по­пу­ляр­ных в то вре­мя нем. пе­сен. Пер­вое опи­са­ние К. дал М. Пре­то­ри­ус в 3-й кн. сво­его трак­та­та «Syntagma musi­cum» (1619). Из­вест­ны­ми ав­то­ра­ми К. в 16–17 вв. бы­ли В. Шмельцль (сбор­ник К., опубл. в 1544), Л. Зенфль, К. От­майр и др. Раз­но­вид­но­сти К. поя­ви­лись в 16 в. во Фран­ции (фри­кас­се), Ис­па­нии (эн­са­ла­да), Ита­лии (мес­сан­ца, или мис­ти­кан­ца). Об­раз­цы ин­ст­ру­мен­таль­но­го К. соз­да­ли И. С. Бах (по­след­няя ва­риа­ция из «Гольд­берг-ва­риа­ций», где кон­тра­пунк­ти­че­ски со­еди­не­ны ме­ло­дии двух нем. пе­сен) и В. А. Мо­царт («Му­зы­каль­ная га­ли­ма­тья» K 32). В ря­де про­из­ве­де­ний 20 в. ис­поль­зо­ван прин­цип К. вне ра­мок раз­вле­ка­тель­но­сти (во 2-й сим­фо­нии Ч. Айв­за, «Ан­ти­фор­ма­ли­сти­че­ском рай­ке» Д. Д. Шос­та­ко­ви­ча и др.).

Вернуться к началу