Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДОМИ́НГО

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 237

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. М. Паппе

ДОМИ́НГО (Domingo) Пла­си­до (р. 21.1.1941, Мад­рид), исп. пе­вец (те­нор), опер­ный ди­ри­жёр. Учил­ся пе­нию и ак­тёр­ско­му мас­тер­ст­ву у ро­ди­те­лей (ак­тё­ры сар­су­элы), иг­ре на фп. и пе­нию в кон­серватории Ме­хи­ко (1955), там же брал уро­ки ди­ри­жи­ро­ва­ния у И. Мар­ке­ви­ча (1957). Как опер­ный пе­вец де­бю­ти­ро­вал в 1959 в Ме­хи­ко. В 1962–1965 ра­бо­тал в Из­ра­иль­ской нац. опе­ре. С 1968 со­лист «Мет­ро­по­ли­тен-опе­ры» (Нью-Йорк). По­ёт во всех ве­ду­щих опер­ных те­ат­рах ми­ра: Вен­ской гос. опе­ре (с 1967), Чи­каг­ской ли­рич. опе­ре (с 1968), ми­лан­ском те­ат­ре «Ла Ска­ла» (с 1969), лон­дон­ском – «Ко­вент-Гар­ден» (с 1971), Па­риж­ской опе­ре (с 1973). С рав­ным ус­пе­хом ис­пол­ня­ет пар­тии ли­рич. и дра­ма­тич. те­но­ра, ос­но­ву его об­шир­но­го ре­пер­туа­ра (бо­лее 120 пар­тий) со­став­ля­ют пар­тии в опе­рах Дж. Вер­ди (од­на из луч­ших – Отел­ло в од­но­им. опе­ре), итал. ве­ри­стов, Ж. Масс­не, Ж. Оф­фен­ба­ха и др. франц. ком­по­зи­то­ров. Один из круп­ней­ших ваг­не­ров­ских «ге­рои­че­ских те­но­ров», вы­сту­пил в пар­ти­ях Валь­те­ра («Нюрн­берг­ские мей­стер­зин­ге­ры»), Зиг­мун­да («Валь­ки­рия»), за­глав­ных пар­ти­ях опер «Три­стан и Изоль­да», «Ло­эн­грин», «Пар­си­фаль» Р. Ваг­не­ра. Ис­пол­нил неск. пар­тий в опе­рах 20–21 вв. («Дон Род­ри­го» А. Хи­на­сте­ры, «Гойя» Дж. К. Ме­нот­ти, «Пер­вый им­пе­ра­тор» Тан Ду­на). С 1975 уча­ст­ву­ет в Зальц­бург­ских фес­ти­ва­лях. Снял­ся в ки­но­опе­рах: «Кар­мен» Ж. Би­зе (реж. Ф. Ро­зи), «Пая­цы» Р. Ле­он­ка­вал­ло, «Сель­ская честь» П. Мас­ка­ньи, «Тра­виа­та» и «Отел­ло» Вер­ди (все – реж. Ф. Дзеф­фи­рел­ли). С 1990 уча­ст­ник из­вест­но­го «Трио те­но­ров» (вме­сте с Х. Кар­ре­ра­сом и Л. Па­ва­рот­ти). В 1973 в Нью-Йор­ке де­бю­ти­ро­вал как опер­ный ди­ри­жёр; в те­ат­ре «Ко­вент-Гар­ден» ди­ри­жи­ро­вал опе­рет­той «Ле­ту­чая мышь» И. Штрау­са (1983, в гл. ро­лях – К. Те Ка­на­ва, Г. Прей; из­да­на ви­део­за­пись). В 1993 ос­но­вал ме­ж­ду­нар. кон­курс во­ка­ли­стов «Operalia» (про­во­дит­ся еже­год­но в раз­ных стра­нах). Ге­не­раль­ный ди­рек­тор Ва­шинг­тон­ской нац. опе­ры (с 1996), Опе­ры Лос-Анд­же­ле­са (с 2003; худ. рук. с 2001). Мно­го ау­дио- и ви­део­за­пи­сей (ок. 100 пол­ных за­пи­сей опер). Не­од­но­крат­но га­ст­ро­ли­ро­вал в Рос­сии (впер­вые – в со­ста­ве труп­пы «Ла Ска­ла», 1974).

На­граж­дён ор­де­ном По­чёт­но­го ле­гио­на (2002). Ко­ман­дор ор­де­на Брит. им­пе­рии (2002).

Соч.: Мои пер­вые со­рок лет. М., 1989; My operatic roles. L., 2000 (with H. Matheo­pou­los).

Лит.: Snowman D. The world of P. Domingo. L., 1985; Schnauber С. P. Domingo. Boston, 1997; Franchi C. P. Domingo and the Royal Opera. L., 2006.

Вернуться к началу