БРИ́ТТЕН
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БРИ́ТТЕН (Britten) Бенджамин (22.11.1913, Лоустофт, графство Суффолк – 4.12.1976, Олдборо), англ. композитор, дирижёр, пианист. Во 2-й пол. 1920-х гг. учился композиции у Ф. Бриджа, в 1932 окончил Королевский муз. колледж в Лондоне (класс композиции Дж. Айрленда, класс фп. А. Бенджамина). В 1939–1942 жил в США. В 1935–41 сотрудничал с поэтом У. Х. Оденом, на тексты которого написал ряд вокальных сочинений разных жанров (в т. ч. единственную оперетту). С 1937 до конца жизни дружил с певцом П. Пирсом, в расчёте на его голос написал все осн. теноровые партии в сценич. произведениях, а также камерные сочинения; выступал с ним в концертах в качестве аккомпаниатора. Вместе с Пирсом основал Муз. фестиваль в Олдборо (1948), который стал местом проведения премьер его произведений. В 1960–70-х гг. поддерживал дружбу с рос. музыкантами М. Л. Ростроповичем и Г. П. Вишневской, посвятил им ряд сочинений. Гастролировал в СССР (1963, 1964, 1971).
Творчество Б. опирается на европ. муз. романтизм 19 в. (в т. ч. на мажорно-минорную тональность с развитой тональной периферией) и продолжает традиции культуры Великобритании. Его популярные сочинения для симфонич. оркестра «Вариации на тему Фрэнка Бриджа» (1937), «Простая симфония» (1934), «Путеводитель по оркестру для молодого человека» (др. назв. «Вариации и фуга на тему Пёрселла», 1945) отличают доступность муз. языка, преим. гомофонный склад (см. Гомофония), яркость, порой некоторая декоративность аранжировки. На протяжении всей жизни Б. обращался к детским образам и голосам (хоровой цикл «Рождественские песни», 1942), стремился вовлечь детскую аудиторию в процесс исполнения («Давайте ставить оперу», 1949) и осмысленного восприятия музыки (так, «Путеводитель по оркестру» предполагает ad libitum партию чтеца, рассказывающего детям об оркестре). С именем Б. связывается возрождение англ. муз. театра. Конфликт неординарной личности с обществом и покушение на невинность – осн. сюжетные мотивы в операх «Питер Граймс» (пост. 1945, Лондон), «Поругание Лукреции» (пост. 1946, Глайндборн), «Поворот винта» (по Г. Джеймсу, пост. 1954, Венеция). Центр. драматич. идея последней оперы «Смерть в Венеции» (по новелле Т. Манна, пост. 1973, Снейп-Мэлтингс) – сложная духовная жизнь творца и его трагический земной удел; реальный мир, окружающий гл. героя – писателя Ашенбаха (с которым, возможно, идентифицировал себя Б.), противопоставлен миру, преображённому его сознанием; этот контраст претворён в двух муз. пластах – венецианском (баркарола, уличные песни, хорал и колокольный перезвон, стилизованная буффонада, живописные «морские» интерлюдии) и условно античном (балетные сцены, хоровой дифирамб). Среди др. муз.-сценич. произведений: оперы «Альберт Херринг» (пост. 1947, Глайндборн), «Сон в летнюю ночь» (либр. Б. и П. Пирса по У. Шекспиру, пост. 1960, Олдборо), балет «Принц пагод» (пост. 1957, Лондон; все – под упр. автора). Среди хоровых произведений выделяется пацифистский «Военный реквием. Заупокойная месса» (1962). В числе др. сочинений: «Русские похороны» для ансамбля духовых и ударных инструментов (1936); вокальный цикл «Эхо поэта» (на рус. текст А. С. Пушкина); 6 тетрадей обработок нар. песен Великобритании, инструментальная и вокальная музыка. Осуществлённые Б. редакции «Оперы нищего» Дж. Гея и И. К. Пепуша (1948) и оперы «Дидона и Эней» Г. Пёрселла (1951) дали этим сочинениям новую жизнь на мировой оперной сцене.