Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АККО́РД

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 341

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. Н. Холопов

АККО́РД (франц. ac­cord, от ср.-век. лат. ac­cordo – со­гла­со­вы­вать­ся, гар­мо­ни­ро­вать), со­зву­чие, об­ла­даю­щее струк­тур­ной са­мо­стоя­тель­но­стью (в от­ли­чие от ин­тер­ва­ла). В клас­сич. уче­нии о гар­мо­нии (18–19 вв.) А.– со­че­та­ние 3–5 зву­ков разл. вы­со­ты, ко­то­рые рас­по­ло­же­ны или пу­тём ок­тав­ных пе­реме­ще­ний мо­гут быть рас­по­ло­же­ны по тер­ци­ям. Ниж­ний звук в та­ком рас­по­ло­же­нии – ос­нов­ной тон А. (см. так­же Об­ра­ще­ние ак­кор­да).

1. Терцовые аккорды.

От гар­мо­нич. кон­тек­ста за­ви­сит трак­тов­ка к.-л. зву­ка (то­на) как ак­кор­до­вого (т. е. вхо­дя­ще­го в со­став А.) или не­ак­кор­до­во­го. Ак­кор­до­вые зву­ки да­же при не­од­но­вре­мен­ном из­вле­че­нии (в ар­пед­жио) вос­при­ни­ма­ют­ся как час­ти еди­но­го це­ло­го – «ак­кор­до­вой вер­ти­ка­ли». Спла­чи­ваю­щим фак­то­ром яв­ля­ет­ся пре­ж­де все­го лёг­кость слия­ния ак­кор­до­вых кон­со­нан­сов квин­ты и тер­ции (см. Кон­со­нанс и дис­со­нанс) с осн. то­ном (вме­сте они об­ра­зу­ют кон­со­нант­ное яд­ро А.). Ак­кор­до­вые дис­со­нан­сы ли­бо про­изош­ли от не­ак­кор­до­вых (сеп­ти­ма, но­на; сек­ста от осн. то­на – илл. 1, 3), ли­бо яв­ля­ют­ся аль­те­ра­ци­ей то­нов кон­со­нант­но­го яд­ра, ли­бо пред­став­ля­ют со­бой т. н. по­боч­ные то­ны (илл. 2). В му­зы­ке, на­чи­ная с 19 в., по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние А. из 6 и ­более зву­ков, с 20 в.– А. не­тер­цо­во­го строе­ния (илл. 3, 4) и по­ли­ак­кор­ды.

2. Функции аккордовых тонов: 1 – основной тон; 3 – терция; 4 – кварта (побочный тон); 5 – квинта; 6 – секста; 7 – септима; 9 – нона.
3. Нетерцовые аккорды.

А. как це­лое име­ет 3 сто­ро­ны, обу­слов­ли­ваю­щие его вы­ра­зи­тель­ность: то­наль­но-функ­цио­наль­ную (зна­че­ние А. за­ви­сит от его от­но­ше­ния к то­ни­ке; см. Функ­ции то­наль­ные), фо­ни­че­скую (зна­че­ние А. за­ви­сит от зву­ча­ния его са­мо­го по се­бе; см. Фо­низм) и го­ри­зон­таль­но-ли­ней­ную (зна­че­ние то­нов А. за­ви­сит от их от­но­ше­ния к ме­ло­дич. ли­нии; см. так­же Фак­ту­ра).

4.  А. Н. Скрябин. «Прометей». «Прометеев аккорд».

Тер­мин «А.» воз­ник в 14 в., но на­стоя­щее зна­че­ние при­об­рёл не ра­нее 17 в. (в тео­рии и прак­ти­ке ге­не­рал-ба­са), ко­гда для слу­хо­вых пред­став­ле­ний о тер­цо­вом А. как еди­ном це­лом сло­жи­лись не­об­хо­ди­мые аку­стич. пред­по­сыл­ки. В 18–19 вв. А. осоз­на­ёт­ся как функ­цио­наль­ный эле­мент то­наль­но­сти (см. так­же Лад) и про­ти­во­пос­тав­ля­ет­ся со­зву­чи­ям с не­ак­кор­до­вы­ми зву­ка­ми. В 20 в. на­ря­ду с даль­ней­шим раз­ви­ти­ем разл. сто­рон и ка­честв А. как ка­те­го­рии муз. мыш­ле­ния рез­ко уси­ли­лась со­нор­ная трак­тов­ка А., фак­тор звуч­но­сти.

Лит. см. при ст. Гар­мо­ния (в му­зы­ке).

Вернуться к началу