Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АНТИФО́Н

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 61-62

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С.И. Никитин, С.Н. Лебедев

АНТИФО́Н (от греч. ἀντίφωνος – зву­ча­щий в от­вет; от­кли­ка­ю­щий­ся, вто­ря­щий), в хри­сти­ан­ском бо­го­слу­же­нии – на­зва­ние разл. пев­че­ских жан­ров, ука­зы­ва­ю­щее ли­бо на спо­соб ис­пол­не­ния (см. Анти­фон­ное пе­ние­), ли­бо на на­ли­чие при­пе­ва (или реф­ре­на) к псал­мо­ди­руе­мым сти­хам тек­ста (ча­ще биб­лей­ско­го).

В ви­зант. тра­ди­ции, ве­ро­ят­но, А. пер­воначально – при­пев к ан­ти­фон­но ис­пол­няв­шим­ся сти­хам, позднее – пса­лом или биб­лей­ская песнь вме­сте с при­пе­вом (та­кие А. со­став­ля­ли ос­но­ву су­точ­но­го кру­га древ­не­го со­бор­но­го бо­го­слу­же­ния Кон­стан­ти­но­по­ля). В совр. пра­во­слав­ном бо­го­слу­же­нии А. – пес­но­пе­ния, ис­пол­няю­щие­ся по­пе­ре­мен­но на 2 кли­ро­сах. В на­ча­ле ве­чер­ни и ут­ре­ни (во вре­мя Ве­ли­ко­го по­ста так­же на ча­сах) зву­чат А. ка­физм (час­тей Псал­ти­ри); ка­ж­дая из 20 ка­физм со­сто­ит из 3 А. На вос­крес­ных и празд­нич­ных ут­ре­нях пе­ред чте­ни­ем Еван­ге­лия по­ют­ся сте­пен­ные А. (по­ме­ще­ны в Ок­тои­хе; на­зва­ны по Пс. 119–133, с ко­то­ры­ми они пер­во­на­чаль­но ис­пол­ня­лись). На ут­ре­не Ве­ли­кой пят­ни­цы по­ют­ся 15 А., по­свя­щён­ных рас­пя­тию Ии­су­са Хри­ста (по­ме­ще­ны в Трио­ди По­ст­ной). А. ли­тур­гии (по­ме­ще­ны в Ми­нее и Ир­мо­ло­гии) раз­де­ля­ют­ся на празд­нич­ные (сти­хи из раз­ных псал­мов с при­пе­ва­ми; по­ют­ся на празд­ники, по­свя­щён­ные Хри­сту, в греч. тра­ди­ции так­же на бо­го­ро­дич­ные дву­на­де­ся­тые празд­ни­ки), изо­бра­зи­тель­ные (Пс. 102, 145 и блаженны – за­по­ве­ди бла­жен­ст­ва из На­гор­ной про­по­ве­ди, с при­пе­вае­мы­ми к ним тро­па­ря­ми; по­ют­ся в вос­кре­се­нья, суб­бо­ты и др. празд­нич­ные дни) и все­днев­ные (из­бран­ные сти­хи из Пс. 91, 92, 94). 3 осо­бых А. со­дер­жат­ся в чи­не по­стри­га в Ве­ли­кую схи­му (по­ме­ще­ны в Треб­ни­ке). А. ка­физм, как пра­ви­ло, чи­та­ют­ся (все­гда по­ёт­ся толь­ко 1-й А. 1-й ка­физ­мы «Бла­жен муж» – сти­хи Пс. 1–3 с при­пе­вом «Ал­ли­луйя»). А. ис­пол­ня­ют­ся на гла­со­вые или иные тра­ди­ци­он­ные и ав­тор­ские рас­пе­вы.

В ка­то­лич. бо­го­слу­же­нии А. называ­ется реф­рен, ис­пол­няю­щий­ся до и по­сле псал­ма или еван­гель­ских пес­ней (см. Маг­ни­фи­кат, Песнь биб­лей­ская). В про­шлом во­зоб­нов­лял­ся по­сле ка­ж­до­го псал­мо­во­го сти­ха. Ны­не сти­хи псал­ма ис­пол­ня­ют­ся б. ч. под­ряд, без пе­ре­ры­ва; А. зву­чит толь­ко два­ж­ды (в на­ча­ле и в кон­це) и ут­ра­чи­ва­ет своё зна­че­ние реф­ре­на. Не­ко­то­рые ви­ды А. ис­пол­ня­ют­ся без псал­мов и на­по­ми­на­ют гим­ны. А. – наи­бо­лее упот­ре­бит. жанр гри­го­ри­ан­ско­го хо­ра­ла и (вме­сте с псал­мом) са­мая рас­про­стра­нён­ная фор­ма в му­зы­ке ка­то­лич. ли­тур­гии. А. по­ют­ся в разл. час­тях оф­фи­ция и мес­сы. К осо­бым мо­мен­там служ­бы при­уро­че­ны ин­ви­та­то­рий (лат. in­vi­ta­to­rium) – пред­на­чи­на­тель­ный А., ин­тро­ит (in­troi­tus) – вход­ной А. мес­сы, ком­му­нио (com­munio) – при­ча­ст­ный А. Псал­мы ис­пол­ня­ют­ся ан­ти­фон­но дву­мя груп­па­ми пев­чих, од­на­ко сам А. по­ёт­ся хо­ром, без де­ле­ния на груп­пы. Тон, на ко­то­рый рас­пе­ва­ет­ся пса­лом, все­гда со­от­вет­ст­ву­ет ла­ду А. Окон­ча­ние псал­ма со­еди­ня­ет­ся с на­ча­лом А. с по­мо­щью нор­ма­тив­ной ме­ло­дич. фра­зы – диф­фе­рен­ции (dif­fer­en­tia; в но­тах обо­зна­ча­ет­ся «eu­ouae» – глас­ны­ми тек­ста «se­cu­lo­rum amen» – «[во ве­ки] ве­ков аминь»). Ме­ло­дии А., как пра­ви­ло, не­ве­ли­ки по объ­ё­му и со­дер­жат лишь не­зна­чит. рас­пев сло­гов. Ис­клю­че­ние со­став­ля­ют: 4 ма­ри­ан­ских «фи­наль­ных А.» (во сла­ву Бо­го­ма­те­ри) – «Alma Re­dem­p­toris ma­ter» («Бла­го­дат­ная Мать Спа­си­те­ля»), «Ave re­gina caelo­rum» («Ра­дуй­ся, Ца­ри­ца не­бес»), «Re­gina caeli» («Ца­ри­ца не­ба») и «Salve re­gina» («При­вет Те­бе, Ца­ри­ца») (ис­пол­ня­ются без псал­ма); 7 боль­ших, на­зы­вае­мых так­же «O-ан­ти­фо­на­ми» (an­tiphonae maio­res, на­чи­на­ют­ся с меж­до­ме­тия «о»); про­цес­си­он­ные А., при­уро­чен­ные к празд­ни­кам цер­ков­но­го го­да (Верб­ное вос­кре­се­нье, не­де­ля пе­ред Воз­не­се­ни­ем и др.) и спец. цер­ков­ным служ­бам (ос­вя­ще­нию хра­ма, ко­ро­на­ции, по­гре­бе­нию и т. п.), во вре­мя ко­то­рых со­вер­шал­ся ход (ны­не, с со­кра­ще­ни­ем ко­ли­че­ст­ва про­цес­сий, поч­ти ис­чез­ли). Ме­ло­дии этих осо­бых А. от­ли­ча­ют­ся про­тя­жён­но­стью, не­ко­то­рые про­цес­си­он­ные и все ма­ри­ан­ские А. на­пи­са­ны в ме­лиз­ма­ти­че­ском сти­ле.

Ос­но­ву изу­че­ния ис­то­рич. форм зап. А. за­ло­жил мо­нах-бе­не­дик­ти­нец Р. Эс­бер, ко­то­рый ис­сле­до­вал и клас­си­фи­циро­вал св. 1000 ру­ко­пи­сей.

Изд.: Ок­то­их нот­но­го пе­ния. СПб., 1900; Оби­ход нот­но­го пе­ния упот­ре­би­тель­ных цер­ков­ных рас­пе­вов. М., 1909. Ч. 1–2; Cor­pus an­tiphonalium of­fi­cii. Roma, 1968. Vol. 3: In­vi­ta­to­ria et an­tiphonae / Ed. R.-J. Hes­bert; Ни­коль­ский К., свящ. Учеб­ный ус­тав бо­го­слу­же­ния. М., 1999. Т. 2; Свод со­чи­не­ний и на­пе­вов Пра­во­слав­ной цер­к­ви / Сост. И. А. Ж­у­рав­лен­ко. М., 2002.

Вернуться к началу