Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АНТЕ́М

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 34

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е.И. Коляда

АНТЕ́М, эн­зем (англ. an­them, от позд­нелат. an­tiphona – ан­ти­фон, от греч. ἀντίφωνα, букв. – зву­ча­щее в от­вет; от­кли­ки), ду­хов­ное пес­но­пе­ние по­сле­до­ва­те­лей Анг­ли­кан­ской церк­ви на тек­сты из Биб­лии (гл. обр. псал­мы), ре­лиг.-ди­дак­тич. лит-ры или на сло­ва мо­литв. Тер­мин из­вес­тен с 9 в. Пер­во­на­чаль­но А. ис­поль­зо­вал­ся вне бо­го­слу­же­ния, в 15 – 1-й пол. 17 вв. А. не­ред­ко на­зы­ва­лись ав­тор­ские хо­ро­вые по­ли­фо­нич. со­чи­не­ния для бо­го­слу­же­ний, при­двор­ных це­ре­мо­ний, до­маш­не­го му­зи­ци­ро­ва­ния. В анг­ли­кан­ском бо­го­слу­же­нии со 2-й пол. 16 в. – за­клю­чит. мо­лит­ва на ут­ре­не и ве­чер­не. Раз­ли­ча­ют­ся т. н. пол­ный А. (full an­them), по­ющий­ся хо­ром (гл. обр. а ка­пел­ла), и воз­ник­ший в 1560-х гг. сти­хо­вой, или стро­фи­че­ский, А. (verse an­them), ос­но­ван­ный на че­ре­до­ва­нии соль­ных и хо­ро­вых эпи­зо­дов с ин­ст­румен­таль­ным со­про­во­ж­де­ни­ем (ор­ган, струн­ные, позд­нее ор­кестр). Для пол­но­го А. (жан­ро­вые про­об­ра­зы – ан­ти­фон и мо­тет) ха­рак­тер­ны пре­об­ла­да­ние сил­ла­би­че­ской (ма­ло­рас­пев­ной) ме­ло­ди­ки, на­пол­нен­ность гар­мо­нич. вер­ти­ка­ли (при ос­лаб­ле­нии ро­ли по­ли­фо­нии), крат­кость и квад­рат­ная струк­ту­ра фраз; для сти­хо­во­го – бо́ль­шая ме­ло­дич. и рит­мич. сво­бо­да, раз­но­го ро­да кон­тра­сты (У. Бёрд, Т. Мор­ли, О. Гиб­бонс). Эво­лю­ция А. в пе­ри­од Рес­тав­ра­ции свя­за­на с влия­ни­ем му­зы­ки франц. ба­рок­ко и жан­ра кан­таты. Дос­тиг рас­цве­та в твор­че­ст­ве Г. Пёр­сел­ла и Г. Ф. Ген­де­ля, соз­дав­ше­го цик­лы А. «на слу­чай», сти­ли­сти­чес­ки близ­кие его ора­то­ри­ям. С 18 в. так­же в Сев. Аме­ри­ке. В 19 в. со­хра­нял по­пуляр­ность у ком­по­зи­то­ров Ве­ли­ко­британии и США. В 20 в. А. пи­са­ли У. Т. Уол­тон, Б. Брит­тен, С. Бар­бер, И. Ф. Стра­вин­ский.

Вернуться к началу