Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«FORS SEULEMENT»

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2020 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

«FORS SEULEMENT», популярная французская песня эпохи Позднего Средневековья. Текст неизвестного автора написан в традициях куртуазной поэзии труверов, в форме французского рондо. Первая строфа выполняет функцию рефрена:

В ожидании одной лишь смерти
Надежда в моём усталом сердце не живёт.
Моя беда настолько меня измучила,
Что [больше] я не скорблю о вас,
Поскольку наверное знаю, что вас я потерял.

Как выглядит музыка оригинальной (одноголосной) песни «Fors seulement» и кто её автор, неизвестно. Первая известная многоголосная обработка песни – трёхголосное рондо́ «Fors seulement l’attente» (ок. 1460) – принадлежит Иоанну Окегему. В нём мелодия песни проводится в теноре, а затем имитируется в сопрано (примеры 1, 2). За неимением оригинала все позднейшие воплощения «Fors seulement» (в т. ч. и другие сочинения Окегема) так или иначе сопоставляются с голосами (сопрано и тенором) названного рондо. В рондо «Fors seulement contre» Окегем взял фрагмент мелодии сопрано из «Fors seulement l’attente», транспонировал её на дуодециму вниз и поместил в басу.

Мелодия «Fors seulement» использовалась как основа для многочисленных сочинений (всего более 40) в разных жанрах у франко-фламандских композиторов 2-й пол. 15 в. и первых десятилетий 16 в. По оценке известного историка А. В. Амброса, она выполняла такую же функцию «пробного камня» для композитора, желавшего написать светскую шансон на кантус фирмус, какую выполняла песня «L’Homme armé» в замысле мессы. Активней других «Fors seulement» обрабатывал композитор Матье Пипеляр (ок. 1450 – ок. 1515). На «тему Окегема» он написал две шансон «Fors seulement», мотет «Exortum est in tenebris» (повышающая контрафактура его собственной второй шансон) и мессу. Среди композиторов, написавших шансон на музыкальном материале «Fors seulement», – Александр Агрикола, Жоскен Депре, П. де ла Рю, Иоанн Гизелин, Я. Обрехт, А. Брюмель (пример 3; мелодия, заимствованная из сопранового голоса рондо Окегема, проводится у Брюмеля в теноре). Среди авторов месс на «Fors seulement» (помимо Пипеляра) – Окегем, Обрехт и Э. Жене (известен под псевдонимом Карпентрá).

Hewitt H. «Fors seulement» and the cantus firmus technique of the fifteenth century // Essays in musicology in honor of Dragan Plamenac / ed. by G. Reese and R. J. Snow. – Pittsburgh (PA) : University of Pittsburgh Press, 1969. – P. 91–126.
Fors seulement : Thirty compostitions for three to five voices or instruments from the fifteenth and sixteenth centuries / ed. M. Picker // Recent researches in music of the Middle Ages and Early Renaissance. – Madison (WI) : A. R. Editions, 1981. – Vol. 14.
Black G. H. Matthaeus Pipelare’s «Fors seulement» (II) chanson and its related motet and mass : Performance editions and commentary : A monograph for the degree of Doctor of Musical Arts. – Baton Rouge : Louisiana State University, 2003.

Вернуться к началу