Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АНТЕ́М

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2020 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

АНТЕ́М (англ. anthem, от саксонского antefn, восходящего к греч. ἀντίφωνα – антифон), жанр вокальной многоголосной музыки (в т. ч. с инструментальным сопровождением) с текстом духовной тематики на английском языке.

В протестантской Англии антемы возникли на месте католических вотивных (посвятительных) антифонов (отсюда название anthem). Антемы исполнялись на вечерне (комплетории) и на утренних службах, обычно посвящены Спасителю, Богородице и святым. Тексты антемов заимствовались чаще всего из Псалтири (в её стихотворных переложениях, англ. metrical Psalter), но также из англиканского молитвослова, т. н. Книги общих молитв (англ. The Book of Common Prayer). В соответствии с требованиями простоты и отчётливости, которые англиканские реформаторы предъявляли к озвучиванию молитвословных текстов, антемы задумывались как общинные силлабические и моноритмические гимны, «как если бы молитва вовсе не распевалась» («a modest and distinct song, so used <...> that the same [prayer] may be as plainly understanded, as if it were without singing»; см.: The Injunctions of 1559 // Documents illustrative of English Church history, ed. by H. Gee an W. H. Hardy. New York, 1896. P. 435).

Большинство ранних (середина 16 в.) антемов действительно выдержаны в моноритмической фактуре, с некоторым количеством имитаций, как «If ye love me» Т. Таллиса, «Submit yourselves to one another» Дж. Шеппарда или «Deliver us, good Lord» К. Тая. Вместе с тем антемы, которые образовались как контрафактуры латинских мотетов (например, антемы Т. Таллиса «Arise, o Lord» и «With all our hearts» – контрафактуры его же мотета «Salvator mundi»), естественным образом унаследовали от них развитые полифонические техники. Такой тип хорового антема (без инструментального сопровождения или со скромным аккомпанементом на органе) называется полным (англ. full anthem). Прилагательное «полный» в термине указывает на исполнительский состав, т. е. на хор, состоящий из всех регистровых групп (и не имеет отношения к «полноте» формы, целостности распеваемого текста и т. п.).

В период между 1565 и 1644 гг. получила развитие иная разновидность антема, для которой специфично чередование разделов сольного пения (англ. verses) с хоровыми разделами, причём в сопровождении музыкальных инструментов – обычно органа или струнного консорта, в особо торжественных случаях также в сопровождении духовых. Такой антем называется стиховым, или строфическим (англ. verse anthem). Жанровые истоки стихового антема – популярные в елизаветинские времена консортная песня и «пьеса с мальчиками-хористами» (англ. choirboy play) (в годы раннего правления Елизаветы популярность при дворе приобрели театральные постановки, сольные музыкальные номера в которых исполняли мальчики-хористы из Королевской капеллы, капеллы Собора святого Петра и др. крупных церковных учреждений, при которых функционировали хоровые школы).

В конце 16 в. композиторы явно отдавали предпочтение стиховому антему перед полным. Известные примеры стиховых антемов – «Christ rising again» для дуэта дискантов, пятиголосного хора и виольного консорта У. Бёрда (1589), «Out of the deep» для альта, пятиголосного хора и органа Т. Морли (до 1602), написанные с использованием имитационной полифонии и сквозные по форме. Более поздние авторы антемов О. Гиббонс, Т. Томкинс и Т. Уилкс стремились к драматизации жанра, используя контрасты сольного пения и инструментального музицирования, мотивную разработку, имитации и др.; их антемы временами напоминают поздние (театрализованные) итальянские мадригалы. К середине 17 в. антем ассимилировал некоторые черты французской и итальянской кантаты. Ещё бо́льшую роль стали играть инструментальные прелюдии («симфонии») и интерлюдии (ритурнели); в особо торжественных случаях антемы включали финальную хоровую юбиляцию «Аллилуйя». Наряду с полифоническим складом использовалась гомофония, вокальные ансамбли (в т. ч. диалогические) часто сопоставлялись с сольными ариозо и т. д. С ростом изысканности письма увеличилась и протяжённость стихового антема (особенно очевидная в сравнении с полным антемом).

Стилистически многообразны и чрезвычайно изобретательны антемы Г. Пёрселла. Его полный антем «Hear my prayer, o Lord» (Z 15; до 1683; не путать с антемом того же автора «Hear my prayer, o God», Z 14) – пример имитационной полифонии и тонкой гармонической игры (в трезвучиях – замена минорной терции мажорной и наоборот: т. н. мерцающая терция). Стиховой антем «Let mine eyes run down with tears» (Z 24; ок. 1682) выглядит как настоящая (сквозная по форме) оперная сцена, в которой чередуются сольные фразы, диалоги, полифонические ансамбли и хор. «Rejoice in the Lord» (Z 49, 1683–1684; известен под названием «Колокольный антем»), «They that go down to the sea» (Z 57; 1685) и особенно пышный коронационный антем «My heart is inditing» (Z 30; 1685) – образцы стихового «оркестрового» антема (англ. orchestral anthem) – напротив, содержат много безыскусной гомофонной моноритмической музыки, восприятие которой упрощают инструментальные рефрены и повторы строфической формы.

С восшествием на трон Якова II (1685) жанр антема утратил своё значение, которое не вернулось и после восстановления в стране «англиканского» правления (отчасти в связи с подъёмом общественного интереса к опере). Последние художественно значимые образцы антема в Англии создал в 1716–1727 гг. Г. Ф. Гендель (HWV 246–268).

В сер. 18 в. антем проник в США и быстро начал набирать популярность. Среди сборников англиканской духовной музыки важнейшим стал «The Gentleman and Lady’s Musical Companion» (1774, редакция Дж. Стикни), включавший главным образом английские образцы жанра. Распространению антемов в США способствовали и эмигрировавшие в колонию английские музыканты У. Такки, У. Селби, позднее Дж. К. Джексон, Б. Карр, Э. Ходжес. Американские антемы (которые распеваются поныне) далеки от изысканных прототипов кон. 16 и 17 вв., они представляют собой небольшие пьесы для 4-голосного хора без сопровождения, преимущественно в моноритмической фактуре, с незначительными вкраплениями имитаций.

Из поздних европейских антемов самым известным считается «Hear my prayer, o God» – сочинение Ф. Мендельсона для сопрано (партия обычно поручается мальчику-дискантисту), хора и органа (или камерного оркестра) WoO 15 (1844).

В 20–21 вв. в Великобритании и США словосочетание national anthem – то же, что национальный (т. е. государственный) гимн.

Stevens D. Tudor church music. – London : Faber and Faber, 1955[1] .
Long K. R. The music of the English church. – London : Hodder and Stoughton, 1972.
English choral practice 1400–1650 / ed. by J. Morehen. – Cambridge : Cambridge University Press, 1996[2] .
Le Huray P. Music and the Reformation in England, 1549-1660. – Cambridge ; New York : Cambridge University Press, 2008. – (Studies in church music).

  • АНТЕ́М энзем, духовное песнопение последователей Англиканской церкви (2005)
Вернуться к началу