Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГЕ́НЧЕР ЛЕ́ЙЛА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2020 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. А. Елагина

ГЕ́НЧЕР ЛЕ́ЙЛА (Генджер; Leyla Gencer) (10.10.1928, с. Полонезкёй, близ Стамбула – 10.5.2008, Милан), турецкая оперная певица (сопрано), с 1957 г. жила и работала преимущественно в Италии.

Родилась в обеспеченной семье: отец – крупный турецкий бизнесмен, мать Л. А. Минаковская имела польско-литовские корни. В 1944–1946 гг. обучалась на вокальном факультете Стамбульской консерватории. В 1946 г. переехала в Анкару, где брала уроки у итальянской певицы Дж. Аранджи-Ломбарди. Как оперная певица дебютировала в 1950 г. на сцене Турецкого государственного театра (Сантуцца в опере «Сельская честь» П. Масканьи). Быстро приобрела национальную известность, стала непременной участницей официальных торжеств и концертов для первых лиц Турции.

В 1953 г. выступила в Неаполе в театре под открытым небом «Arena Flegrea» в концертной постановке оперы «Сельская честь» Масканьи. В 1954–1955 гг. пела в неаполитанском театре «Сан-Карло», среди партий – Чио-Чио-сан (опера «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини), Татьяна («Евгений Онегин» П. И. Чайковского; дирижёр Т. Серафин), Виолетта («Травиата» Дж. Верди); последняя в дальнейшем стала одним из наиболее заметных творческих достижений певицы.

С 1957 г. до конца жизни была тесно связана с миланским театром «Ла Скала», на сцене которого в 1957–1983 гг. исполнила 19 ведущих оперных партий преимущественно в итальянском репертуаре. Дебютировала в январе 1957 г. в партии Мадам Лидуан (опера Ф. Пуленка «Диалоги кармелиток», мировая премьера). В феврале того же года на похоронах А. Тосканини солировала в Реквиеме Верди. В 1958 г. участвовала в мировой премьере оперы И. Пиццетти «Убийство в соборе». Среди партий: Леонора, Елизавета Валуа, Леди Макбет («Сила судьбы», «Дон Карлос», «Макбет» Верди), Норма (одноимённая опера В. Беллини). Гастролировала в других оперных театрах Италии – в Венеции (с 1957), Риме (с 1960), Турине (с 1963), Болонье (1964), Флоренции (с 1975) и др. В 1959 г. в Сполето спела партию Ренаты (на итальянском языке) в опере С. С. Прокофьева «Огненный ангел».

Помимо Верди, Генчер были близки героини опер Г. Доницетти (пела ведущие партии в его популярных операх «Лючия ди Ламмермур», «Лукреция Борджиа», «Анна Болейн», «Роберто Девере» и др.). Усилиями Генчер были возвращены на сцену менее известные оперы «Велизарий», «Полиевкт», «Мученики» и «Катерина Корнаро». В знак признательности земляки Доницетти присвоили «турецкой диве» (итал. «La Diva turca») титул почётного гражданина Бергамо.

Гастролировала в крупных оперных театрах по всему миру. В США пела в Опере Сан-Франциско (1956), в Опере Далласа (1960), Чикагской опере (1964), выступала в Карнеги-холле (1973). В Европе пела в Венской государственной опере (впервые в 1957 в постановке «Травиаты», дирижёр Г. фон Караян), лондонском «Ковент-Гардене» (дебют в 1962), в театре «Лисеу» в Барселоне (1962, 1975) и др. В 1960 г. приезжала в СССР, в московском Большом театре и в Ленинградском театре оперы и балета имени С. М. Кирова (с 1992 Мариинский) исполнила заглавную партию в «Травиате». Тогда же дала сольный концерт в Азербайджанской филармонии (Баку).

Неоднократно участвовала в международных музыкальных фестивалях: Зальцбургском (1961), Глайндборнском (1962), «Арена ди Верона» (1963), Эдинбургском (1972). Снималась в фильмах-операх «Вертер» Ж. Массне (1955) и «Трубадур» Верди (1957, вместе в М. Дель Монако, Э. Бастианини и Ф. Барбьери).

Последний раз на оперной сцене пела в феврале 1983 г. в венецианском театре «Ла Фениче» (в редко исполняемой опере «La prova di un'opera seria» Ф. Ньекко, сочинена в 1803), до 1992 г. продолжала выступать как концертная певица, в т. ч. неоднократно – в Турции (последний камерный концерт в Стамбуле состоялся в 1989). С 1982 г. до конца жизни работала в Академии оперных певцов «Ла Скала» (в 1983–1988 директор, с 1997 художественный руководитель).

Все оперные записи Генчер – трансляционные (из-за большого количества на рынке «пиратских» аудиозаписей в европейской прессе получила прозвище «Pirate Queen»). Среди них: «Трубадур» (Милан, 1957, также видеозапись), «Сила судьбы» (Кёльн, 1957) и «Травиата» (Рио-де-Жанейро, 1964) Верди, «Лючия ди Ламмермур» (Триест, 1957), «Анна Болейн» (Милан, 1958) и «Велизарий» (Венеция, 1969) Доницетти, «Огненный ангел» Прокофьева (Сполето, 1959).

В 1995–2018 гг. в Стамбуле проходил Международный конкурс вокалистов им. Л. Генчер. В доме певицы в Стамбуле в 2010 г. открыт её мемориальный музей.

Согласно завещанию Генчер, её прах развеян над Босфором.

Cella F. Leyla Gencer. – Venezia : CGS Ed., 1986.
Oral Z. Leyla Gencer / traduit de turc par G. Durusoy. – Paris : Bleu nuit, 2014.

Вернуться к началу