Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛАДЫ́

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2020 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Я. А. Фраёнов

ЛАДЫ́, ладки (ед. ч. лад, ладок; англ. frets, ед. ч. fret, нем. Bünde, ед. ч. Bund), деталь конструкции некоторых струнных лютневидных и цитровидных инструментов. Чаще всего представляют собой выпуклые поперечные полоски на грифе (либо на шейке, выполняющей функцию грифа). Служат для разметки грифа в соответствии с настройкой инструмента. При прижатии пальцем струны перед ладом укорачивается её звучащая часть, что повышает тон звучания. Ограничение звучащей части струны с помощью ладов обеспечивает иную (более чёткую) атаку звука по сравнению с прижатием струн к грифу (или шейке) на безладовом инструменте. Атака звука и характер звучания в целом зависят и от материала ладов. В разное время в разных регионах для них применялись жилы, кишки (в обоих случаях лады называют жильными) и кожа животных, древесина, кость, латунь, бронза, нейзильбер, сталь и др.

В большинстве случаев высота ладов над грифом невелика, что важно для удобства игры. Исторически она имеет тенденцию к уменьшению – по мере изменений в инструментах, происходящих в связи с развитием исполнительской техники и возрастанием сложности музыкального материала.

Однако для некоторых инструментов характерны лады, существенно (иногда до нескольких см) возвышающиеся над грифом. Таковы лады на японской биве. Их высота при малом количестве (часто 4–5) и значительное межладовое расстояние в сочетании с небольшим натяжением струн служат определённой технике игры. Струны расположены достаточно высоко над ладами, чтобы, когда струна прижимается в разных точках между ладами и регулируется сила нажима, меняющая натяжение (что даёт широкие возможности интонирования и осуществления приёма, напоминающего вибрато), не происходило глушения струны и ограничения её звучащей части ладом. Ограничение струны ладом также применяется, например, когда требуется более акцентированная атака звука. В целом же техника левой руки близка игре на некоторых безладовых инструментах, лады же в основном помогают ориентироваться в позициях. Значительная ширина ладов бивы служит извлечению специфического шелестяще-жужжащего призвука при скольжении струны по ладу при подтяжке её пальцами уже прижатой, что влияет на высоту звука. Такой приём тонкого интонирования характерен и для индийских инструментов, широко использующих микроинтервалы, в частности для ситара. Дугообразные лады обеспечивают удобство подтяжки струны в довольно широком диапазоне. В технике игры на гитаре существует сходный приём подтяжки струны – бэнд. Чаще применяется на электрогитарах, где его проще выполнять (обычно подтяжка осуществляется на 1–2 тона) благодаря некоторому радиусу грифа, повторяемому ладами. Использование бэнда со скольжением металлических струн по гладким узким ладам позволяет выполнять переходы между отдельными звуками легато и влиять на интонацию. Этот приём получил широкое распространение в партиях электрогитар, возможно, под воздействием интереса к ситару у западной аудитории, вызванного его использованием группой «Beatles».

На лютневидных инструментах с короткой (чаще) и с длинной шейкой лады могут быть установлены не только на грифе: ряд фиксированных ладов может заходить на верхнюю деку. В таких случаях они обычно менее высокие и выполняются из другого материала. Лады, заходящие на верхнюю деку, встречаются на инструментах как с фиксированными, так и с подвижными ладами на грифе.

Навязные жильные лады издавна применялись на лютневидных инструментах. Функциональная особенность навязных ладов – возможность регулировать расстояние между ними – характерна и для некоторых инструментов с ладами из жёстких материалов; в частности, на ситаре используются металлические подвижные лады. Подвижные лады позволяют подготовить инструмент к игре в разных музыкальных строях (либо тональностях, в рамках некоторых строев). В силу эластичности материала подвижным жильным ладам придаётся изгиб (либо некоторое отклонение от перпендикуляра к грифу), что позволяет отчасти компенсировать проблемы интонирования, возникающие из-за несовершенства жильных струн и в случае большого разброса их толщин, в т. ч. на инструментах, использующих равномерно темперированный строй. Подвижные лады позволяют произвести подстройку к другим инструментам при ансамблевой игре. Однако навязные лады не во всех случаях подвижны. В частности, на танбуре и его разновидностях применяются как подвижные лады, так и закреплённые (с помощью деревянных клинышков); расположение закреплённых ладов и различные положения подвижных, в т. ч. использующих микроинтервалы, диктуются традициями настройки.

Фактическое количество ладов у многих инструментов не соответствует числу ступеней звукоряда. Например, на азербайджанском таре используется 17-ступенный октавный звукоряд при игровом диапазоне мелодической (парной) струны с1 – g2 и 22 навязных ладах на грифе. При извлечении микроинтервалов, не зафиксированных ладами, нужные лады иногда передвигают и/или устанавливают слегка наискось. Количество и расположение ладов в разных октавах инструмента может быть различно. Например, как отмечает В. М. Беляев, для узбекского дутара характерна хроматическая ладовая расстановка в нижней октаве (при отсутствии лада, дающего увеличенную кварту), а лады верхней октавы имеют диатоническую организацию (Руководство для обмера народных музыкальных инструментов, М., 1931. С. 42–44). Подобное расположение ладов, в т. ч. на инструментах, использующих микроинтервалы, отчасти объясняется практической необходимостью: игра при тесном расположении ладов в верхнем регистре (чем выше тоны, тем теснее располагаются на грифе интервалы) затруднительна и, возможно, не обеспечивает достаточно точного интонирования.

Навязные лады из жильных струн характерны и для инструментов виольного семейства. Чаще всего на виолах гриф вместе с шейкой обвязывался жильной струной, иногда в два ряда вплотную. Б. А. Струве упоминает и другой способ: «Иногда под грифом делались специальные отверстия для закрепления струнных перекладин лада на грифе, как это имеет место на виоле да бардоне работы неизвестного мастера 1729 г., хранящейся в Музее музыкальных инструментов Государственного научно-исследовательского института театра и музыки» (Струве Б. А. Процесс формирования виол и скрипок. Л., 1959. С. 73–74). Навязные лады иногда применялись на ранних скрипках (16–17 вв.). В скрипичных «школах» вплоть до кон. 17 в. встречаются рекомендации в начальном освоении инструмента использовать лады либо нанесённую на гриф ладовую разметку. Отсылки к применению ладов на скрипичном грифе в рамках обучения сохранялись и в 18 в.

Лады из латуни, применение которых связано с распространением металлических струн на некоторых инструментах эпохи Возрождения, жёстко закреплялись на грифе или шейке, часто в пазах конического сечения с помощью клинышков из твёрдых пород древесины, или были врезными. Металлические лады применялись и на инструментах с жильными струнами и, значительно позднее, с заменившими их в большинстве случаев нейлоновыми. Примером использования фиксированных ладов из кости служат некоторые мандолины неаполитанской разновидности, сформировавшейся в сер. 18 в. и имевшей металлические струны. Фиксированные металлические лады характерны для некоторых инструментов семейства цитр, в частности для разновидностей т. н. альпийской цитры.

В разных традициях существовала или продолжает существовать практика применения части фиксированных ладов в укороченном виде, не совпадающем с шириной грифа. Например, на европейских цистрах 16–17 вв., помимо расположения ладов в соответствии с диатоническим или хроматическим звукорядами, существовали и частично хроматические их организации. Дополнительно к «диатоническим» ладам для первых двух хоров струн устанавливались «хроматические» – укороченные.

В разные времена в разных регионах укороченные фиксированные лады нередки и на инструментах с исключительно хроматическим их расположением. В таком случае они устанавливаются под струнами верхнего регистра (для расширения диапазона), т. к. в басовом регистре игра в высоких позициях не подразумевается. Это может быть один «полулад» (например, на некоторых английских гитарах) либо несколько одинаково коротких или постепенно укорачивающихся ладов. Иногда укороченные лады располагаются не на грифе, а на верхней деке (например на теорбе). Фиксированные лады не всегда строго параллельны между собой – на инструментах с переменной мензурой применяются веерные лады. Такое решение, использовавшееся в эпоху Возрождения (в частности, на некоторых орфарионах), также довольно распространено и на некоторых современных гитарах, электрогитарах и бас-гитарах. В связи с усложнением исполнительских задач, наряду с добавлением струн на лютневидных щипковых инструментах увеличивалось и количество ладов.

В Европе, по мере распространения в 18 в. равномерно темперированного строя и общей для лютневидных инструментов тенденции к более активному перемещению руки между позициями, количество ладов на многих инструментах продолжало расти, в конструкции инструментов вносились изменения. С кон. 19 в. рост популярности гитар сопровождался появлением новых их разновидностей и модификаций, отвечавших современным требованиям виртуозной техники игры. К рубежу 20–21 вв. наиболее распространённое количество ладов достигло 21–24, стала применяться установка нулевого лада. Производство ладов в современной практике высокотехнологично, наряду с традиционной латунью широко применяются легированные стали и нейзильбер. Изготавливаются лады из проволоки сложных специальных сечений, которые имеют разнообразные ширину, высоту и профиль.

Беляев В. Руководство для обмера народных музыкальных инструментов. – Москва : [Огиз] : Государственное музыкальное издательство, 1931.
Струве Б. А. Процесс формирования виол и скрипок. – Москва : Государственное музыкальное издательство, 1959. ‒ С. 73–75.
Голдобин Д. Ю. Обработка вокальной полифонии для гитары и для цистры в 16 в. // Научный вестник Московской консерватории. – 2012. – № 2. – С. 94–96.
Тар // Энциклопедия азербайджанского мугама / авт.-сост. С. Агаева. – Баку : Şərq-Qərb, 2012.

Вернуться к началу