Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РОЖДЕ́СТВЕНСКАЯ НАТА́ЛЬЯ ПЕТРО́ВНА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2020 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Никифоров

РОЖДЕ́СТВЕНСКАЯ НАТА́ЛЬЯ ПЕТРО́ВНА [24.4(7.5).1900, Нижний Новгород – 1.9.1997, Москва], российская певица (сопрано), народная артистка РСФСР (1947).

Родилась в семье юриста и общественного деятеля П. А. Рождественского. В 1911–1916 гг. занималась в Музыкальном училище при Нижегородском отделении Императорского Русского музыкального общества. Брала частные уроки пения в Москве у С. И. Друзякиной. В 1926–1929 гг. обучалась в Центральном техникуме театрального искусства (ныне Российский институт театрального искусства – ГИТИС; класс Друзякиной, оперный класс А. Б. Хессина). По окончании техникума была принята по конкурсу в вокальную группу Всесоюзного радио (наряду с Н. П. Александрийской, Д. В. Демьяновым, В. П. Захаровым, Л. И. Легостаевой).

Творческая биография Рождественской связана преимущественно со Всесоюзным радио, солисткой которого она была в 1930–1960 гг. Пела ведущие партии драматического и лирико-драматического сопрано в радиопостановках и в концертном исполнении опер. Среди лучших партий: Донна Анна («Дон Жуан» В. А. Моцарта и «Каменный гость» А. С. Даргомыжского), Графиня («Свадьба Фигаро» Моцарта), Манон («Манон Леско» Дж. Пуччини), Наталья и Марья Власьевна («Опричник» и «Воевода» П. И. Чайковского), Франческа («Франческа да Римини» С. В. Рахманинова), партии в операх Н. А. Римского-Корсакова – Феврония («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»), Царевна Ненаглядная Краса («Кащей Бессмертный»), Панночка («Майская ночь»), Ядвига («Пан Воевода»).

В декабре 1935 г. удостоена первой премии на конкурсе исполнителей советской камерной вокальной музыки, организованном Всесоюзным радиокомитетом; с успехом выступала в симфонических и камерных концертах, в авторских вечерах композиторов. Камерный репертуар Рождественской отличался жанровым разнообразием, певица часто включала в программы вокальные циклы – «Любовь и жизнь женщины» Р. Шумана (под аккомпанемент К. Н. Игумнова, Г. Г. Нейгауза), «Детскую» М. П. Мусоргского, «У моря» Н. А. Римского-Корсакова, песни Э. Грига, романсы С. В. Рахманинова и др.; создавала монографические радиопередачи, посвящённые камерному вокальному наследию русских и западноевропейских композиторов. Часто исполняла новую советскую музыку – Ю. С. Мейтуса, Н. Я. Мясковского, С. С. Прокофьева, С. Е. Фейнберга, В. Я. Шебалина и др. Значительные события в карьере певицы – сольные партии в Девятой симфонии Л. ван Бетховена (Большой зал Московской консерватории, 1935, дирижёр О. Клемперер) и в Четвёртой симфонии Г. Малера (там же, 1954; дирижёр К. И. Элиасберг). Последний раз пела в 1960 г., с оркестром под управлением сына – Г. Н. Рождественского.

Обладала широким по диапазону голосом, отличалась высокой исполнительской культурой. Особая открытость звучания голоса Рождественской придавала её интерпретации «неизменную интонацию молодости, радостного удивления миром, красотой жизни» (Аджемов. 1975. С. 56).

Рождественская, владевшая несколькими иностранными языками, переводила на русский язык тексты зарубежной оперной и камерно-вокальной музыки; среди них – либретто опер «Дитя и волшебство» и «Испанский час» М. Равеля, «Арабелла» Р. Штрауса, «Человеческий голос» Ф. Пуленка, «Умница» К. Орфа, «Похождения повесы» И. Ф. Стравинского. В поздние годы выступала в качестве члена жюри всесоюзных и международных конкурсов.

Среди многочисленных аудиозаписей с участием Рождественской (указаны годы записи): оперы «Каменный гость» Даргомыжского, «Манон Леско» Пуччини (обе – 1946), «Майская ночь» (фрагменты, 1946), «Кащей Бессмертный» (1949), «Пан-воевода» (1951), «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова (трансляционная запись 1955, студийная запись 1956), «Опричник» (1948) и «Воевода» (фрагменты, 1952) Чайковского, «Франческа да Римини» (фрагменты, 1946), «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан» Моцарта (обе – 1948), «Либуше» Б. Сметаны (1951), «Абесалом и Этери» З. П. Палиашвили (1952); вокальные циклы «Естественные истории» Равеля (1950-е гг.) и «Любовь и жизнь женщины» Шумана (1952), Четвёртая симфония Малера (1954). Фирмой грамзаписи «Мелодия» изданы сольные пластинки Рождественской: «Романсы» (1979), «Арии» (1982).

Муж Рождественской – дирижёр Н. П. Аносов.

В 2011 г. на здании Нижегородского государственного академического театра кукол (бывшее здание Музыкального училища; улица Большая Покровская, 39Б) установлена мемориальная доска в честь певицы.

Соч.:
Рождественская Н. П. От Купавы до девы Февронии // Советская музыка. – 1969. – № 3.
Рождественская Н. П. На концертной эстраде // Голованов Н. С. Литературное наследие. Переписка. Воспоминания современников. – Москва : Советский композитор, 1982.
Рождественская Н. П. Воспоминания о С. А. Самосуде // С. А. Самосуд : Статьи. Воспоминания. Письма. – Москва : Советский композитор, 1984.

Лит.:
Сокольский М. Домик в Нижнем // Советская музыка. – 1970. – № 10.
Аджемов К. Вы подарили слушателям незабываемые радости // Советская музыка. – 1975. – № 8.

Вернуться к началу