Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХАРЛА́П МИРО́Н ГРИГО́РЬЕВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2020 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. О. Чехович

ХАРЛА́П МИРО́Н ГРИГО́РЬЕВИЧ [12(25).1.1913, Лодзь – 17.11.1994, Москва], российский музыковед, пианист, литературовед. Из семьи провизора. Брал уроки игры на фортепиано у Д. С. Шора, Л. Н. Оборина, с 1924 г. учился на фортепианном факультете Московской консерватории у В. Н. Аргамакова (в 1930 отчислен как «сын лишенца», диплом получил в 1932); занимался также у К. Н. Игумнова. Учёбу в консерватории совмещал с самообразованием. В 1935–1973 гг. концертмейстер дирижёрских классов консерватории. Был дружен с Н. П. Аносовым (оставил ценные воспоминания о нём, 1978), с литературоведами, преподавателями московского Института философии, литературы и истории В. Р. Грибом, Л. Е. Пинским, И. Е. Верцманом. Во время эвакуации в Саратове близко общался с профессурой Ленинградского государственного университета (Б. М. Эйхенбаум, Г. А. Гуковский, А. П. Рифтин и др.). В 1945–1950 гг. старший научный сотрудник Научно-исследовательского кабинета при Московской консерватории, подготовил к защите диссертацию «Тактовая система в музыке», одобренную Б. В. Асафьевым. Защита не состоялась из-за начавшихся в 1948 г. кампаний против «формализма», «космополитизма» и компаративистских методов в литературоведении.

Ориентируясь на достижения лингвистики и историческую поэтику, Харлап создал оригинальные теории ритма и происхождения лада, изложенные в ряде статей и книге «Квантитативная ритмика» (издана под неавторским названием «Ритм и метр в музыке устной традиции», 1986). В эволюции музыки выделил три стадии: фольклорную, профессионального искусства устной традиции и письменную; им соответствуют три стадии эволюции музыкального ритма: интонационный ритм повышений и понижений напева, квантитативная ритмика точных длительностей, акцентно-тактовая ритмика. Считал первоначаль­ной формой музыки не монодию, а гетерофонию: интервалы образовались в коллективном исполнении, требующем согласования одновре­менно звучащих вариантов напева; кри­сталлизации ладовых отношений способствовал бурдон. Отправная точка развития лада, по Харлапу, – интонационно-ритмический параллелизм архаического народного стиха, порождающий возврат к одним и тем же высотам-устоям (своего рода рифмам); таких устоев, как правило, два – лад в народной музыке дуален («Народно-русская музыкальная система и проблема происхождения музыки» в сб. Ранние формы искусства, 1972). Критикуя «музыкальные» теории стиха, учёный подчёркивал специфическое отличие стопы от стадиально позднейшего такта (в музыке до 17 в. не существовавшего). Такт, по Харлапу, не расчленяет музыку; «наоборот, назначение его – создавать непрерывный ток, не давать музыке распадаться на отдельные фразы и мотивы, динамизировать её и придавать ей многоплановость» («Тактовая система музыкальной ритмики» в сб. «Проблемы музыкального ритма», 1978. С. 103). Придавая большое значение агогике в музыкальном исполнении, в то же время защищал от романтической критики авторские метрономные обозначения Л. ван Бетховена как адекватные выразители ритмической энергии музыкальной классики. Посмертно (1997) опубликовано исследование «Нотные длительности и парадокс их реального значения». Суть парадокса, по Харлапу, в том, что «длительности» тактовой системы несводимы к физическому времени, на деле являясь маркерами уровней акцентной структуры. Автор статей о творчестве А.С. Пушкина в периодике, о метре, ритме, такте и темпе в известных российских энциклопедиях (в т. ч. БСЭ, БРЭ, КЛЭ, МЭ, МЭС). Подробно комментировал музыкально-эстетические работы Ж. Ж. Руссо в издании его избранных сочинений (т. 1. М., 1961).

Соч.:
Харлап М. Г. О «Медном всаднике» А. С. Пушкина // Вопросы литературы. – Москва, 1961. – № 7.
Харлап М. Г. О стихе. – Москва : Художественная литература, 1966. – (Массовая историко-литературная библиотека).
Харлап М. Г. Ритмика Бетховена // Бетховен: Сборник статей : Вып. 1 / Ред.-сост. [и авт. предисл.] Н. Л. Фишман. – Москва : Музыка, 1971.
Харлап М. Г. Исполнительское искусство как эстетическая проблема // Мастерство музыканта-исполнителя : Вып. 2 : [Сборник статей]. – Москва : Советский композитор, 1976.
Харлап М. Г. Полемический смысл «Домика в Коломне» // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. – 1980. – Т. 39. – № 3.
Харлап М. Г. Силлабика и возможности ее воспроизведения в русском переводе // Мастерство перевода : Сб. 12. – Москва : Советский писатель, 1981.
Харлап М. Г. О понятиях «ритм» и «метр» // Русское стихосложение: Традиции и проблемы развития. – Москва : Наука, 1985.
Харлап М. Г. О замысле «Арапа Петра Великого» // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. – 1989. – Т. 48.  – № 3.
Харлап М. Г. Теоретическое музыкознание и смежные науки // Методы изучения старинной музыки. – Москва : МГК, 1992.
Харлап М. Г. Из этюдов о прозе Пушкина («Станционный смотритель» и «Записки молодого человека») // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. – 1995. – Т. 54. – № 2.
Харлап М. Г. Стих и музыка // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. – 1996. – Т. 55. – № 5.
Харлап М. Г. Ненаписанная повесть Белкина // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. – 1997. – Т. 56. – № 6.

Лит.:
Мазель Л. А. Новая теория происхождения лада // Советская музыка. – 1973. – № 9.
Мазель Л. А. Достояние отечественной культуры. Работы последних десятилетий о ритме // Музыкальная академия. – 1995. – № 2.
Гришина А. М. Вступительная статья к публикации «Стих и музыка» /Гришина А. М., Гаспаров М. Л. // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. – 1996. – Т. 55. – № 5.
 Гришина-Харлап А. Вступительная статья к публикации «Нотные длительности и парадокс их реального значения» // Музыкальная академия. – 1997. – № 1.

Вернуться к началу