Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЛЮЗОВЫЕ НОТЫ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2018 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев
Рис. 1. Блюзовые ноты (подсвечены синим цветом) в до-мажоре.

БЛЮ́ЗОВЫЕ НО́ТЫ (англ. blue notes), в джазе и блюзе некоторые ступени диатонического звукоряда, отклоняющиеся на небольшой интервал (как правило, в сторону понижения) от зафиксированной данным строем высоты. В качестве Б. н. обычно выступают III, V и VII ступени в мажоре, V ступень в миноре. Интервал понижающего отклонения точно не определён (в диапазоне от четверти тона до полутона).

Б. н. – обязательная составляющая джазового вокала и игры на инструментах с нефиксированной высотой звука (тромбон, контрабас, безладовая бас-гитара и др.). На духовых инструментах с фиксированной высотой звука (труба, кларнет, саксофон) опытный джазовый музыкант извлекает Б. н., используя амбушюр и некоторые другие приёмы исполнительской техники. На клавишных инструментах (фортепиано, электропиано, электроорган), гитаре (с ладками), вибрафоне музыкант имитирует Б. н., используя форшлаги, аккорды с «расщеплённой» терцией (например, с-e-b-es1), намеренные переченья базовых и модифицированных ступеней. Техника Б. н. у вокалистов и исполнителей на инструментах с нефиксированной высотой звука часто связана с глиссандированием (см. Глиссандо).

С точки зрения теории музыки разные Б. н. получают разное функциональное толкование. VII низкая ступень придаёт мажорному ладу целого миксолидийский оттенок (см. Модализм), III низкая придаёт ему же эффект «минорного» мерцания, превращая лад целого в мажоро-минор. V низкая (она же IV высокая) в мажоре и миноре выполняет орнаментальную функцию (см. Орнаментика) и не меняет существо ладовой системы джаза. В отечественной науке для описания блюзовой разновидности тональности используется термин «блюзовый лад», в американской литературе в близком значении употребляется термин «blue tonality» (или «blues tonality»).

Рис. 2. "Рапсодия в блюзовых тонах" Дж. Гершвина. Клавир, такты 115–118. Лад целого – до-мажор. Систематическое использование композитором блюзовых нот (подсвечены голубым цветом) приводит...

По мнению большинства учёных (Р. Уотерман, П. Оливер, особенно Г. Кубик), Б. н. были занесены в США рабами из Западной Африки, а у самих африканских народов восходят к их историческим контактам с арабами в области Сахель. Орнаментирование монодии с использованием микроинтервалов поныне является обязательным в целом ряде традиций Северной Африки и Ближнего Востока (например, в макаме). Местная пентатоника с «арабской» мелизматикой, импортированная неграми в Америку, причудливо соединившись с импортированной в Америку из Европы гармонией в виде романтической мажорно-минорой тональности, породила Б. н. и некоторые другие специфические для джаза музыкальные особенности (К. Г. Мекленбург, В. Шек). Хрестоматийный пример использования блюзового лада в академической музыке — «Рапсодия в блюзовых тонах» Дж. Гершвина (1924). Блюзовые ноты изредка встречаются и в сочинениях академических композиторов, например, в Фортепианном концерте G-dur (I часть) М. Равеля, в балете «Сотворение мира» Д. Мийо и т. д.

Лит.: Waterman R.A. African influences on the music of the Americas // Acculturation in the Americas, ed. S. Tax. Chicago, 1952; Mecklenburg K.G., Scheck W. Die Theorie des Blues im modernen Jazz. Strasbourg; Baden-Baden, 1963; Oliver P. Savannah syncopators: African retentions in the blues. New York, 1970; Tallmadge W. Blue notes and blue tonality // The Black Perspective in Music 12 (1984); Kubik G. Africa and the blues. Jackson, 1999.

  • БЛЮЗОВЫЕ НОТЫ в джазе и блюзе некоторые ступени диатонического звукоряда, отклоняющиеся на небольшой интервал от зафиксированной данным строем высоты (2017)
Вернуться к началу