Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БАНКЬЕРИ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2018 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

БАНКЬЕ́РИ (Banchieri) Адриано (3.9.1568, Болонья — 1634, там же), итальянский композитор, органист, теоретик музыки и литератор. В 1587 вступил в орден бенедиктинцев (в 1590 дал монашеские обеты). С 1591 учился игре на органе, муз. теории и композиции у Дж. Гуами — органиста кафедрального собора в Лукке. В 1592–1609 служил органистом в приходских и монастырских церквах Лукки, Сиены, Имолы и др. городов Италии, в 1609–34 — в большом монастыре Сан-Микеле-ин-Боско в Болонье. Признанный органист, в 1607 Банкьери участвовал в освящении нового органа в орденской резиденции Монте-Оливето-Маджоре (в провинции Сиена). С 1615 действительный член нескольких болонских музыкальных академий (в этом светском амплуа выступал под игривым псевдонимом Il Dissonante). В круг общения Банкьери, кроме Дж. Гуами (которого Банкьери прямо называет своим «другом»), входили Дж. Дирута, К. Монтеверди, О. Векки и др. известные музыканты.

Автор 12 полных месс (со специфической заменой песнопения «Benedictus» мотетом), органных версетов и фобурдонов к стандартным песнопениям оффиция (гимнам, магнификатам, псалмам и др.), латинских мотетов в старой полифонической манере (для вокального ансамбля без сопровождения) и новой гомофонной манере (под названием «концерты», «диалоги», «размышления», в сопровождении инструментов). Сборник «Церковные концерты» для двух 4-голосных хоров (1595) — одно из первых в истории музыки сочинений с партией бассо континуо (выписанной, ещё без цифровки). Среди светских сочинений наиболее известны 3- и 5-голосные канцонетты и мадригалы (первоначально для вокального ансамбля, в дальнейшем с бассо континуо), объединённые в так называемые мадригальные комедии: «Сумасбродство старости» («La pazzia senile», 1598; это сочинение выдержало 6 прижизненных изданий), «Благоразумие молодости» («La saviezza giovenile», 2я ред. 1628), «Музыкальная всячина» («Il zabaione musicale», 1604), «Лодка из Венеции в Падую» («Barca di Venetia per Padova»; 2-я ред. 1623) и др. Популярность им обеспечили относительная простота музыкального языка и формы, но прежде всего сюжеты и образы из обыденной жизни, «низкий стиль» вплоть до откровенного шутовства – как в мадригальной комедии «Праздник широкой масленицы» («Festino nella sera del Giovedì grasso», 1608), где в части «Contraponto bestiale» мелодия с «латинским» текстом в манере григорианского хорала сочетается со звукоподражанием домашним животным и лесным птицам. Тексты мадригальных комедий (стихи для музыки и интермедий, сценические ремарки, прозаические прологи), как правило, Банкьери сочинял сам. В инструментальном наследии Банкьери доминируют небольшие «канцоны во французской манере» (canzone alla francese; всего около 30) и близкие им по стилю фантазии — полифонические пьесы для органа и разных ансамблей.

Музыкально-теоретические и дидактические работы Банкьери направлены на современную автору музыкальную практику; их он непрестанно редактировал (расширял либо, наоборот, сокращал для инструктивных целей). В трактате «Музыкальные листки» («Cartella musicale», 3-е изд. 1614) дал описание нарождающейся акцентной метрики (различал сильную и слабую доли, тактовую черту и лигу «через такт»). В попытке приспособить сольмизацию к давно бытовавшей миксодиатонике придумал новые слоги «ba» (для си-бемоля) и «bi» (для си-бекара). Учение Банкьери о гармонии по-своему отразило переход в современной ему музыке от монодической модальности к мажорно-минорной тональности: 8 ладов опираются на разные звукоряды «старых» церковных тонов (а не на 2 звукоряда, как в классической тональности), но вместе с тем обладают фиксированными по высоте и одновысотными «началом» и «концом» (principante = finale, т. е. фактически тоникой) и «срединным» устоем (mezana), в большинстве случаев совпадающим с (позднейшей) доминантой; напр., 2-й лад Банкьери описывает как дорийский транспонированный с тоникой g и вторым устоем d.

В 1605 опубликовал пособие для церковных органистов «Звучащий орган» [«Lʼorgano suonarino»; 2-я, расширенная, редакция (1611) включает «Музыкальный диалог Банкьери с другом, пожелавшим играть на органе бассо континуо уверенно и во всякой манере»] — ценный памятник исполнительской практики раннего итал. барокко. Банкьери даёт первоначальные сведения о цифровке (numeri sonori), звуковысотной вертикали (фактически об аккордах), альтерации, регистровке и др. Пособие обильно иллюстрировано примерами басовой гармонизации традиционного распева в «новом стиле» и небольшими образцами разных жанров [фантазия, ричеркар, канцона, диалог, соната, токката, «баталия» (итал. battaglia)]. Здесь же Банкьери описывает изобретённый им клавишный инструмент арпитаррон (arpitarrone; в др. публикациях Б. называет его арпикитаррон – arpichitarrone; от итальянского arpa — арфа и chitarrone — басовая лютня); его изготовил по замыслу Банкьери в Милане французский мастер Мишель де Од. Инструмент представлял собой басовую разновидность «лютневого клавесина» (по Банкьери, arpicordo leutate) и предназначался в основном для партии бассо континуо. Среди других нововведений Банкьери — знаки музыкальной динамики F. (форте) и P. (пиано), которые отмечаются в его светских («Gli festinanti» из «Праздника широкой масленицы») и церковных (дуэт «Ego dormio» на знаменитый эротический текст из Песни Песней 5:2-4; 1613) сочинениях.

«Гармонические письма» («Lettere armoniche»; 2-я, дополненная, редакция — 1630; «гармонический» в заглавии следует понимать риторически, а не как музыкальный термин) — сборник реальных и воображаемых писем (часто в форме эссе, иногда в стихах), посвящённый разным вопросам эстетики и поэтики художественного творчества (главным образом литературного и музыкального). Автор мыслит свои письма в «гармоническом консонансе» (consonanti allʼarmonia) с «Поэтикой» Аристотеля, «Декамероном» Дж. Боккаччо, «Одиссеей» Гомера, «Scherzi» К. Монтеверди, «Амфипарнасом» О. Векки и т. д. Банкьери увлекался изучением диалектов итальянского языка (болонский диалект описан в книге «Discorso della lingua Bolognese»; 3-е издание 1629), для придания вокальной музыке национального колорита внедрял диалектные тексты в свои светские сочинения.

Лит.: Mischiati O. Adriano Banchieri (1568–1634): profilo biografico e bibliografia dellʼopere // Annuario 1965–1970 del Conservatorio di Musica «G. B. Martini» di Bologna. Bologna, 1971; Wernli A. Studien zum literarischen und musikalischen Werk Adriano Banchieris. Bern; Stuttgart, 1981; Powers H. From psalmody to tonality. In: Tonal structures in early music, ed. by C. C. Judd. N. Y.; L., 1998.

  • БАНКЬЕРИ Адриано (1568–1634), итальянский композитор, органист, теоретик музыки и литератор (2015)
Вернуться к началу