Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

УИЛЬЯМС

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2018 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. С. Лебедева

УИ́ЛЬЯМС (Williams) Джон (р. 8.2.1932, Нью-Йорк), американский композитор, пианист и дирижёр. Один из самых известных композиторов Голливуда. С 8 лет обучался игре на фортепиано. Учился у Р. Левиной в Джульярдской школе (1955), брал частные уроки композиции у А. О. Андерсена и М. Кастельнуово-Тедеско в Лос-Анджелесе; систематического музыкального образования не получил. В 1956 работал студийным пианистом в Голливуде, с того же года записывался на пластинки как пианист (в 1959 участвовал в записи большой сюиты из оперы «Порги и Бесс» Дж. Гершвина, дирижёр А. Превин), с 1958 – как дирижёр эстрадных оркестров. Первый успех композитору принесла музыка к телесериалу «Checkmate» (1960–62), в 1960-е гг. он приобрёл известность как кинокомпозитор. Важные вехи творческой биографии Уильямса – музыка к фильмам «Как украсть миллион» (1966, режиссёр У. Уайлер), «Видения» («Images», 1972) и «Долгое прощание» (1973; оба – режиссёр Р. Олтмен).

Профессионального расцвета достиг в сотрудничестве с режиссёром С. Спилбергом, в фильмах которого видеоряд исключительно тесно связан с музыкой. Некоторые темы Уильямса, написанные для Спилберга, стали общепризнанными символами типовых эмоций, катастрофических событий (тема приближения акулы в фильме «Челюсти», 1975) и даже жизненной позиции (главная тема тетралогии «Индиана Джонс», 1981, 1984, 1989, 2008). Среди других фильмов Спилберга с музыкой Уильямса: «Инопланетянин» (1982), «Парк Юрского периода» (1993, 1997), «Спасти рядового Райана» (1998), «Поймай меня, если сможешь» (2002), «Терминал» (2004). Уильямс работал также с А. Хичкоком («Семейный заговор», 1975), Дж. Лукасом («Звёздные войны», 1977, 1980, 1983, 1999, 2002, 2005), О. Стоуном («Рождённый четвертого июля», 1989; «Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе», 1991; «Никсон», 1995), С. Поллаком («Сабрина», 1995), Б. де Пальмой («Ярость», 1978) и др. известными режиссёрами. Одной из лучших работ Уильямса, передающей эмоциональный строй картины, считается музыка к фильму «Иствикские ведьмы» (1987, режиссёр Дж. Миллер). Профессионализм У. как кинокомпозитора заключается в безупречном следовании замыслу режиссёра, в его способности не только соответствовать видимому на экране действию, но и раскрывать душевные переживания героев за кадром. Не впадая в банальность, Уильямс пишет музыку едва ли не в любом заданном стиле (джазовую, неоромантическую, «авангардную» и др.), владеет мастерством тематической разработки, эффектно использует все ресурсы симфонического оркестра.

Среди сочинений Уильямса в жанрах и стилях академической музыки: «Эссе для струнных» (1966), Симфония (2-я ред., 1972), увертюра «Esplanade» (1982), оркестровые фанфары к разным официальным мероприятиям (включая Олимпиаду-1984), Гимн Новой Англии (1987), концерты с оркестром (для флейты – 1969, скрипки – 1976, тубы – 1985, кларнета – 1991, виолончели – 1994, фагота – 1995, трубы – 1996), камерная музыка, хор «America … the dream goes on» (1981), вокальный цикл «Seven for luck» (1998). 5 премий «Оскар» (1972–94), 3 премии «Эмми» (1969–2009), 21 премия «Грэмми» (1976–2017).

Лит.: Audissino E. John Williamsʼs film music: Jaws, Star Wars, Raiders of the Lost Ark, and the return of the classical Hollywood music style. Madison; L., 2014.

Вернуться к началу