Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СХАТ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2018 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




СХАТ (Schat) Пе­тер (5.6.1935, Ут­рехт – 3.2.2003, Ам­стер­дам), ни­дерландский ком­по­зи­тор и музыкальный пи­са­тель. В 1952–58 учил­ся в Ут­рехт­ской (класс фортепиано Я. Кал­лен­ба­ха) и Га­аг­ской (класс ком­по­зи­ции К. ван Ба­ре­на) кон­сер­ва­то­ри­ях. В 1960–61 ста­жи­ро­вал­ся у П. Бу­ле­за в Ба­зе­ле. Один из ос­но­ва­те­лей Сту­дии элек­тро­ин­ст­ру­мен­таль­ной му­зы­ки в Ам­стер­да­ме (STEIM; 1967). В 1974–83 пре­по­да­вал ком­по­зи­цию в Га­аг­ской кон­сер­ва­то­рии. С., ис­поль­зо­вав­ший в сво­ей му­зы­ке различные тех­ни­ки ком­по­зи­ции 20 в. (до­де­ка­фо­нию, се­риа­лизм, со­но­ри­ку, от­кры­тую фор­му и др.), в Ни­дер­лан­дах счи­тал­ся од­ним из ве­ду­щих пред­ста­ви­те­лей музыкального аван­гар­да сво­его по­ко­ле­ния; сре­ди со­чи­не­ний: Ок­тет (1958), «Им­про­ви­за­ции и сим­фо­нии» для квин­те­та де­ре­вян­ных ду­хо­вых (1960), «Ла­би­ринт» (жанр обо­зна­чен ав­то­ром как «род опе­ры»; либретто по ро­ма­ну Л. П. Бо­на «Рай­ская пти­ца»; Гол­ланд­ский фес­ти­валь, Ам­стер­дам, 1966). В конце 1960-х гг. ото­шёл от край­но­стей аван­гар­да, стал при­да­вать зна­че­ние те­ма­тиз­му в тра­диционном смыс­ле, изо­брёл собственную раз­но­вид­ность се­рий­ной тех­ни­ки, ко­то­рую на­звал «зву­ко­ча­со­вой то­наль­но­стью» (toonklok; име­ют­ся в ви­ду 12 за­дан­ных три­хор­дов с по­сле­дую­щи­ми по­ли­фо­ни­че­ски­ми из­ме­не­ния­ми, по ана­ло­гии с 12 циф­ра­ми ча­со­во­го ци­фер­бла­та). Кан­та­та «Те­бе» для мец­цо-со­пра­но, 4 фортепиано, ан­самб­ля элек­тро­му­зы­каль­ных ин­ст­ру­мен­тов и иг­ру­шеч­ных волч­ков (на сти­хи А. Мит­чел­ла, 1972) вклю­ча­ет эле­мен­ты западной поп-му­зы­ки и за­кан­чи­ва­ет­ся до-ма­жор­ным тре­зву­чи­ем. Ряд со­чи­не­ний по­свя­щён со­бы­ти­ям по­ли­тической жиз­ни: «Canto general» для мец­цо-со­пра­но, скрип­ки и фортепиано на сти­хи П. Не­ру­ды (1974) – па­мя­ти С. Аль­ен­де, фортепианный По­ло­нез (1981) – вос­ста­нию польских ра­бочих на су­до­вер­фях Гдань­ска в 1980, ор­ке­ст­ро­вые ва­риа­ции «Не­бе­са» (1990) – па­мя­ти жертв Тянь­ань­мынь­ских со­бы­тий. В позд­ней опе­ре «Пир» (либретто Г. Ком­рея; Ам­стер­дам, 1994) по­стмо­дер­ни­ст­ские фан­та­зии на те­му «вы­ну­ж­ден­но­го са­мо­убий­ст­ва» П. И. Чай­ков­ско­го при­чуд­ли­во со­еди­ня­ют­ся с фраг­мен­та­ми пла­то­нов­ско­го «Пи­ра», а ци­та­ты из му­зы­ки Чай­ков­ско­го – со «зву­ко­ча­со­вой то­наль­но­стью» и ба­наль­ны­ми джа­зо­вы­ми ме­ло­ди­ко-гар­мо­ни­че­ски­ми кли­ше. Ав­тор книги «Хро­ма­ти­че­ский мир. От­чёт пу­те­ше­ст­вую­ще­го му­зы­кан­та» (1988), многих эс­се по про­бле­мам тео­рии и эс­те­ти­ки современной му­зы­ки.

Лит. соч.: De wereld chromatisch: Een mu­zikaal reisverslag. [Amst.], 1988; The tone clock. Chur, 1993.

  • СХАТ Петер (5.6.1935–10.2.2003), нидерл. композитор и муз. писатель (2016)
Вернуться к началу