Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МЕЛОДИ́ЧЕСКАЯ ФО́РМУЛА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2017 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

МЕЛОДИ́ЧЕСКАЯ ФО́РМУЛА (англ. melodic formula, intonation formula, нем. Melodieformel, Intonationsformel), устойчивый мелодический оборот, переходящий из одной музыкальной композиции в другую. Одна из важнейших категорий монодического лада модального типа (см. Монодия, Модальность), характерного для западного григорианского пения, древнерусского знаменного распева, арабского макама, индийской раги, эстонских рунических песен, русских календарных песен и др. Из отдельных М. ф. по принципу центонизации могут складываться целостные типизированные мелодии, или «мелодии-модели» (англ. type-melody, melody type, нем. Typusmelodie), «формульные напевы».

Значимость М. ф. в разных монодических традициях разных традиционных культур и регионов неодинакова, в пределах одной культуры неодинакова в разных музыкальных жанрах (формах). Напр., в григорианике значение М. ф. велико в псалмодии и близких псалмам формах cantus planus (в тракте, интроите, коммунио) и значительно меньше  в др. литургических жанрах (гимнах, секвенциях). Некоторые жанры знаменного распева рассматриваются как песнопения, целиком скомпилированные из М. ф., в то время как в других отмечаются только некоторые узнаваемые формулы (т. е. центонизации как композиционного принципа нет). М. ф. встречаются в церковной полифонии Западной Европы (напр., в мотетах и мессах композиторов нидерландской школы, в сочинениях Дж. П. да Палестрины), однако значение их как идентификаторов многоголосного лада точно не установлено и составляет предмет острой научной дискуссии.

Древние мелодии-модели для 8 церковных ("григорианских") тонов. Транскрипция из южнофранцузского тонария нач. 10 в. (F-Pn lat. 1121, fol. 201v-205v). Псевдолитургические стихи с числительными в начале...

М. ф.  современное типологически обобщённое название теоретической категории, для рефлексии которой в исторические времена использовались разные термины. В древнегреческой музыке мелодия-модель называлась (предположительно) словом «ном» (др.-греч. νόμος), в византийском церковном распеве  «энéхема» (др.-греч. ἐνήχημα), в иранском дастгяхе  «гуше»; в знаменном распеве (напр., в азбуках певческих) короткая М. ф. называлась словом попевка, а целостная мелодия-модель  погласица (букв. перевод слова ἐνήχημα). Для обозначения М. ф. в псалмовых тонах западной (латинской) монодии использовались термины: интонация (первоначально формула зачина, позже вся мелодия-модель), EUOUAE (по гласным стандартного окончания малого словословия seculorum amen; она же – дифференция, лат. differentia – формула окончания). В григорианике, помимо псалмовых тонов, в 9–12 вв. практиковались мнемонические мелодии-модели для настройки на церковный тон (напр., для 1-го из церковных ладов  с инципитом «Primum quaerite», для 2-го  «Secundum autem», для 3-го  «Tertia dies» и т. д.), т. е. своеобразные схемы развёртывания модального лада. Примеры таких «распевочных» мелодий-моделей находятся в старинных нотных рукописях (напр., в тонариях), а также в теоретических трактатах (напр., в «Послании о незнакомом распеве» Гвидо Аретинского), где они называются невмами. Мелодии-модели встречались и в старинной светской музыке. К ним относятся «тоны» миннезингеров и мейстерзингеров.

Слово «попевка» широко использовалось в советском музыковедении по отношению к любым культурным и историческим традициям (напр., по отношению к григорианскому хоралу и восточной монодии у Ю. Н. Холопова), в т. ч. для обозначения устойчивых мелодических оборотов в народных песнях.

 

Вернуться к началу