Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЦЕРКО́ВНЫЕ ЛАДЫ́

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2017 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

ЦЕРКО́ВНЫЕ ЛАДЫ́, цер­ков­ные то­ны (лат. modi, toni, tropi), сис­те­ма вось­ми ок­тав­ных мо­даль­ных ла­дов, ле­жа­щих в ос­но­ве гри­го­ри­ан­ской мо­но­дии. См. так­же Гри­го­ри­ан­ский хо­рал, Мо­даль­ность. Ка­те­го­рии Ц. л.: 7-сту­пен­ный зву­ко­ряд (центральный эле­мент сис­те­мы); мелодическая формула (иден­ти­фи­ка­тор ла­да; осо­бен­но зна­чи­ма в на­ча­ле ме­ло­дии); ам­би­тус (объ­ём, диа­па­зон); на­кло­не­ние (пла­галь­ное, ав­тен­ти­че­ское); вид кон­со­нан­са (лат. species; ла­до­вый ос­тов оп­ре­де­ля­ют ви­ды квар­ты и квин­ты); му­та­ция (ча­ст­ный слу­чай ме­та­бо­лы), транспозиция, клау­зу­ла (см. в ст. Ка­ден­ция) и др. Ла­до­вые функ­ции Ц. л.: фи­на­лис (за­клю­чительный тон, пер­вич­ный ус­той), ре­пер­кус­са, или те­нор (вто­рич­ный ус­той), ини­ций (на­чаль­ный тон). Ин­тер­валь­ный род Ц. л. – диа­то­ни­ка; на прак­ти­ке, в хо­де раз­вёр­ты­ва­ния ла­да в рас­пе­ве (can­tus), не­ред­ко встре­ча­ет­ся 8-звуч­ная мик­со­диа­то­ни­ка (2 рав­но­прав­ных ва­ри­ан­та од­ной сту­пе­ни b, ус­лов­но со­от­вет­ст­вую­щих «си» и «си-бе­мо­лю»).

Для иден­ти­фи­ка­ции Ц. л. средневековые му­зы­кан­ты и ли­тур­ги­сты при­ме­ня­ли латинские тер­ми­ны-си­но­ни­мы, пред­ло­жен­ные ещё Бо­эци­ем: tonus, modus, tropus (тон, лад, троп; по­след­ний встре­ча­ет­ся ре­же дру­гих). В ста­рин­ных (то­на­рий и др.) и со­вре­мен­ных («Liber usualis», «Liber hym­narius», «Graduale triplex») оби­ход­ных пев­че­ских кни­гах, в мно­го­го­лос­ной цер­ков­ной ав­тор­ской му­зы­ке 16–17 вв. Ц. л. обо­зна­ча­ют­ся латинскими порядковыми чис­ли­тель­ны­ми («тракт вось­мо­го то­на», «ан­ти­фон пер­во­го то­на», «маг­ни­фи­кат вто­ро­го то­на»). Аль­тер­на­тив­ная схе­ма обо­зна­че­ния Ц. л. опи­сы­ва­ет 4 ла­да, в ка­ж­дом из ко­то­рых – 2 на­кло­не­ния; чис­ли­тель­ные для двух «об­щих» ла­дов сти­ли­зо­ва­ны на греческий ма­нер: прот (protus; ох­ва­ты­ва­ет 1-й и 2-й то­ны – прот ав­тен­ти­че­ский и прот пла­галь­ный), дев­тер (deuterus; ох­ва­ты­ва­ет 3-й и 4-й то­ны), трит (tritus; 5-й и 6-й то­ны) и тет­рард (tetrardus; 7-й и 8-й то­ны). Ц. л. так­же опи­сы­ва­ют­ся тер­ми­на­ми, про­из­вод­ны­ми от греческих эт­но­ни­мов: 1-й тон – до­рий­ский (dorius), 2-й – ги­по­до­рий­ский (hypodorius), 3-й – фри­гий­ский (phrygius), 4-й – ги­поф­ри­гий­ский (hypophrygius), 5-й – ли­дий­ский (lydius), 6-й – ги­по­ли­дий­ский (hy­poly­dius), 7-й – мик­со­ли­дий­ский (mixo­ly­dius), 8-й – ги­по­мик­со­ли­дий­ский (hy­pomixolydius). По­след­ние в цер­ков­ной сре­де не при­ме­ня­ют­ся.

Ц. л. как тео­ре­тическая сис­те­ма бы­ли впер­вые опи­са­ны в музыкальных трак­та­тах 9 в.: «Иная му­зы­ка» («Alia musica») ано­ним­но­го ав­то­ра, «Musica» Хук­баль­да Сент-Аман­ско­го, «Му­зы­каль­ное уче­ние» («Musica disciplina») Ав­ре­лиа­на из Ре­о­ме, «Учеб­ник му­зы­ки» («Musica enchiriadis») и «Схо­лии к учеб­ни­ку музы­ки» («Scolica enchiriadis») Псев­до-Хук­баль­да. Позд­нее уче­ние о Ц. л. ста­би­ли­зи­ро­ва­лось, хо­тя не­ко­то­рые тео­ре­ти­ки пред­став­ля­ли его по-сво­ему (ано­ним­ный ав­тор «Диа­ло­га о му­зы­ке», из­вест­ный как Псев­до-Одо, Гви­до Аре­тин­ский, Бер­но из Рай­хе­нау, Якоб Льеж­ский, Мар­кет­то Па­ду­ан­ский, Й. Тинк­то­рис и др.). В це­лом вплоть до 17 в. учё­ные (наи­бо­лее из­вест­ны рас­ши­ре­ния мо­даль­ной тео­рии Г. Гла­реа­на и Дж. Цар­ли­но) опи­сы­ва­ли со­вре­мен­ную им цер­ков­ную по­ли­фо­нию как мно­го­го­лос­ный ва­ри­ант «стан­дарт­ных» мо­но­ди­че­ских Ц. л., не­смот­ря на но­вое ка­че­ст­во зву­ко­вы­сот­ной сис­те­мы са­мой му­зы­ки – мо­даль­ной гар­мо­нии, в ко­то­рой од­ни «ста­рые» ка­те­го­рии (ини­ций, ам­би­тус, ме­ло­дическая фор­му­ла) прак­ти­че­ски ни­ве­ли­ро­ва­лись, а дру­гие (фи­на­лис, те­нор, ви­ды квар­ты и квин­ты, клау­зу­ла) бы­ли ра­ди­каль­но пе­ре­ос­мыс­ле­ны. По­ле­ми­ка о су­ще­ст­ве мно­го­го­лос­ных Ц. л., на­чав­шая­ся в эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния, при­об­ре­ла раз­мах и ост­ро­ту в 20–21 вв. (К. Даль­ха­уз, Б. Май­ер, Г. Пау­эрс, Ю. Н. Хо­ло­пов).

Отдельные средневековые и ренессансные тео­ре­ти­ки (Ио­анн Кот­тон, Ари­бо Схо­ласт, Адам Фульд­ский, Ра­мос де Па­ре­ха, П. Арон) пред­став­ля­ли Ц. л. не толь­ко как ком­по­зи­ци­он­но-тех­ническую сис­те­му, но и, по­доб­но античному пониманию ла­дов, как сис­те­му эти­че­скую, од­на­ко о каком-либо еди­но­об­ра­зии это­са Ц. л. го­во­рить не­воз­мож­но.

Ц. л. сле­ду­ет от­ли­чать от псал­мо­вых то­нов (см. в ст. Псал­мо­дия). Псал­мо­вые то­ны име­ют бо­лее древ­нее про­ис­хо­ж­де­ние, чем Ц. л., по этой при­чи­не в них нет ла­до­вых ка­те­го­рий и функ­ций в том объ­ё­ме и ви­де, в ка­ком они при­сут­ст­ву­ют в раз­ви­тых гри­го­ри­ан­ских ме­ло­ди­ях. Об­щим для Ц. л. и псал­мо­вых то­нов яв­ля­ет­ся при­над­леж­ность к ти­пу мо­даль­ных ла­дов зап. мо­но­дии.

В русской и советской му­зы­ко­ведческой тра­ди­ции вме­сто тер­ми­на «Ц. л.» иногда при­ме­ня­лось сло­во «ла­ды» (о му­зы­ке, под­чи­няю­щей­ся сис­те­ме Ц. л., го­во­ри­ли, что она на­пи­са­на «в ла­дах»). На­чи­ная с Ю. Н. Тю­ли­на (1937) ис­поль­зо­вал­ся тер­мин на­ту­раль­ные ла­ды.

Лит.: Powers H. Mode // The new Grove dictionary of music and musicians. L.; N. Y., 1980. Vol. 12; Хо­ло­пов Ю. Н. Прак­ти­че­ские ре­ко­мен­да­ции к оп­ре­де­ле­нию ла­да в ста­рин­ной му­зы­ке // Хо­ло­пов Ю. Н. О прин­ци­пах ком­по­зи­ции ста­рин­ной му­зы­ки. М., 2015; Лы­жов Г. И. Спор К. Даль­хау­за и Б. Май­е­ра о ста­рин­ных ла­дах // Му­зы­каль­ные ми­ры Ю. Н. Хо­ло­по­ва. М., 2016.

Вернуться к началу