Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛИНЕАРНОСТЬ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2017 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. П. Фраёнов, С.Н. Лебедев

ЛИНЕА́РНОСТЬ (нем. Linearität, от лат. linearis – линейный), в многоголосной музыке  качество голосоведения, состоящее в приоритете мелодических (линейных) связей между звуками в каждом из голосов перед гармоническими (акустическими) связями созвучий.

Илл. 1. М. П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов». Финальная сцена (фрагмент).  Нисходящие линеарные аккорды использованы как средство музыкальной риторики (изображение стонов Юродивого).

Термин применяется к музыке полифонического склада (см. Полифония), где линеарность проявляется как непрерывное развёртывание голосов, мелодико-интонационная сопряжённость звуков, определённость мелодических линий  звуковысотных последований, суммарный профиль которых образуют главенствующие точки-звуки. В музыке преимущественно гомофонного склада (см. Гомофония) оба типа связей – мелодический и гармонический  сложно и многообразно взаимодействуют. Так, в различных видах гармонической тональности (например, в 19 в. у М. П. Мусоргского, в 20 в.  у С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича) может встретиться аккорд, который естественно и легко объясняется его мелодической (линеарной) связью с последующим аккордом, а не акустической близостью основных тонов сопрягаемых аккордов (как, например, в последовательности аккордов доминантовой и тонической группы). Подобные аккорды в современной учебной практике обычно называют «линеарными».

Илл. 2. С. С. Прокофьев. "Мимолётность" op. 22 №1 (начало). Основа композиции – 2-голосный разнотемный контрапункт. Мелодия нижнего голоса в тт. 1–4 дублирована септаккордами. В септаккорд...

Композиционно-технически такие аккорды обычно возникают как результат моноритмической дублировки мелодии созвучиями. Эта техника отмечается ещё в Средневековье  до того, как сформировалось понятие аккорда [конкорды квинтоктавы в параллельном органуме 9–10 вв., терцсексты («секстаккорды») в фобурдоне 15 в.]. В 20 в. на новом уровне сонантности для «утолщения» мелодии часто использовались септаккорды (как в «Мимолётности» op. 22 №1 С. С. Прокофьева) и более сложные аккордовые структуры (прелюдия «Затонувший собор» К. Дебюсси). В джазе с 1930-х гг. линеарные аккорды (септаккорды, реже нонаккорды) используются в рамках широко распространённой техники блок-аккордов.

Техника композиции, основанная на абсолютизации линеарности, получила название линеаризм. Характерная (в разной степени актуальности) для А. Шёнберга, П. Хиндемита, Д. Мийо, И. Ф. Стравинского, она развивалась в 20 в. в тесной связи с «авангардными» гармоническими, полифоническими, ритмическими, фактурными и др. приёмами и техниками, особенно серийной техникой (например, разнотемповые контрапункты одной серии или различных серий в разных голосах). В отличие от классической полифонии (предполагающей отчётливое единство голосов), в сочинении, написанном в технике линеаризма (в диссонирующей среде, при широком использовании полиритмии и т. д.), голоса мало зависимы друг от друга и не воспринимаются слухом непосредственно как единое художественно-тематическое целое.

  • ЛИНЕА́РНОСТЬ качество голосоведения, состоящее в приоритете мелодических связей между звуками в каждом из голосов перед ладофункциональными связями гармонических созвучий (2010)
Вернуться к началу