Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФОРЕ́

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2018 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. С. Лебедева

ФОРЕ́ (Fauré) Габ­ри­ель (12.5.1845, Па­мье, департамент Арь­еж – 4.11.1924, Па­риж), французский ком­по­зи­тор, пе­да­гог, дирижёр. Член Ака­де­мии изящ­ных ис­кусств Фран­ции (1909). В 1854–65 учил­ся в па­риж­ской Шко­ле клас­сической и цер­ков­ной му­зы­ки Л. Ни­дер­май­е­ра у К. Ло­ре (ор­ган), К. Ва­ке­та­ле­ра (кон­тра­пункт), Ни­дер­май­е­ра (гри­го­риан­ский хо­рал, фортепиано, ком­по­зи­ция), с 1861 у К. Сен- Сан­са (фортепиано, ком­по­зи­ция). Ра­бо­тал цер­ков­ным ор­га­ни­стом в Бре­та­ни и Па­ри­же. Уча­ст­ник фран­ко-прус­ской вой­ны 1870–71 (вое­вал в пе­хо­те в императорской гвар­дии). В Па­ри­же в ар­тистических са­ло­нах Сен-Сан­са и П. Ви­ар­до-Гар­сия сбли­зил­ся с вид­ны­ми французскими му­зы­кан­та­ми – В. д’Энди, Э. Ла­ло, Э. Шаб­рие и др. В 1896–1920 профессор по клас­су ком­по­зи­ции в Па­риж­ской консерватории (в 1905–20 ди­рек­тор), сре­ди уче­ни­ков – М. Ра­вель, Н. Бу­лан­же, Дж. Эне­ску, А. Ка­зел­ла. В 1903–21 в ка­че­ст­ве музыкального кри­ти­ка со­труд­ни­чал с газетой «Le Figaro». Га­ст­ро­ли­ро­вал как ди­ри­жёр во Фран­ции и других стра­нах Ев­ро­пы, в 1910–11 – в Рос­сии. В по­след­ние го­ды жиз­ни мно­го вре­ме­ни уде­лял об­ра­зо­ва­нию мо­ло­дых ком­по­зи­то­ров, осо­бен­но чле­нов «Шес­тёр­ки».

Ав­тор опе­ры «Пе­не­ло­па» (по Го­ме­ру; 1913, Мон­те-Кар­ло, Па­риж), хо­ро­вой му­зы­ки – ду­хов­ной (пре­имущественно на латинские мо­лит­во­слов­ные тек­сты, вклю­чая 6 вер­сий «Ave Maria»; наи­бо­лее из­вес­тен «Ре­к­ви­ем», 1-я ред. 1877, 2-я ред. 1893, 3-я ред. 1900) и свет­ской (по­пу­ляр­на «Па­ва­на» на сло­ва Р. де Мон­тес­кью, 1887). Зна­чительное ме­сто в твор­че­ст­ве Ф. за­ни­ма­ют во­каль­ная ли­ри­ка (цик­лы «По­эма од­но­го дня» на сло­ва Ш. Гран­му­же­на, 1880, «Мо­ре» на сло­ва Ж. Риш­пе­на, 1889, «До­б­рая пе­сен­ка» на сло­ва П. Вер­ле­на, 1893, и др.) и фортепианные со­чи­не­ния раз­ных жан­ров (бал­ла­ды, нок­тюр­ны, ма­зур­ки, экс­пром­ты, бар­ка­ро­лы, валь­сы-ка­при­сы). Сре­ди других со­чи­не­ний – 2 сим­фо­нии (1874, 1884), му­зы­ка к спек­так­лям дра­ма­тического те­ат­ра (в том числе к пье­се М. Ме­тер­лин­ка «Пел­ле­ас и Ме­ли­зан­да»; ор­кест­ро­вая сюита – 1900, со зна­ме­ни­той «Си­цилиа­ной»). Ком­по­зи­тор-ро­ман­тик, Ф. дис­тан­ци­ро­вал­ся от гло­баль­ных дра­ма­тических кон­цеп­ций и со­вре­мен­но­го ему аван­гар­диз­ма. Для его музыкального сти­ля ха­рак­тер­ны рель­еф­ная ме­ло­дия, рас­ши­рен­ная то­наль­ность с уме­рен­ным при­ме­не­ни­ем хро­ма­ти­ки и мо­да­лиз­мов, чёт­кая музыкальная фор­ма, про­зрач­ная сба­лан­си­ро­ван­ная фак­ту­ра.

Ка­ва­лер Боль­шо­го кре­ста ор­де­на По­чёт­но­го ле­гио­на (1923).

Лит.: Jankélévitch V. G. Fauré et ses mélo­dies. P., 1938; Nectoux J.-M. Fauré. [3 éd.]. P., 1995; Phillips E. R. G. Fauré: a research and information guide. 2nd ed. N. Y., 2011.

  • ФОРЕ́ Габриель (12.5.1845–4.11.1924), франц. композитор, органист, дирижёр, педагог (2017)
Вернуться к началу