Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЯМА́ДА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 691

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Стеклова

ЯМА́ДА Ко­са­ку (нем. Kósçak Yamada) (9.6.1886, То­кио – 29.12.1965, там же), япон. ком­по­зи­тор, ди­ри­жёр и об­ществ. дея­тель. Ос­но­во­по­лож­ник япон. ком­по­зи­тор­ской шко­лы. В 1908 окон­чил во­каль­ный ф-т То­кий­ской шко­лы му­зы­ки, в 1912 – Бер­лин­скую выс­шую шко­лу му­зы­ки по клас­су ком­по­зи­ции К. Воль­фа и М. Бру­ха (ди­плом­ное соч. «По­бед­ный клич и мир» – пер­вое сим­фо­нич. про­из­ве­де­ние, на­пи­сан­ное япон. ком­по­зи­то­ром). В 1913, воз­вра­ща­ясь в Япо­нию, по­бы­вал в Рос­сии, где по­зна­ко­мил­ся с му­зы­кой А. Н. Скря­би­на. В 1915 в То­кио ку­ри­ро­вал (совм. с К. Сай­то) вы­став­ку кси­ло­гра­фий ев­роп. ху­дож­ни­ков- экс­прес­сио­ни­стов. В 1915 ор­га­ни­зо­вал ор­кестр То­кий­ско­го фи­лар­мо­нич. об-ва (пер­вый проф. ор­кестр Япо­нии), в 1920 – пер­вую Опер­ную ас­со­циа­цию (здесь осу­ще­ст­в­ле­ны япон. пре­мье­ры со­чи­не­ний Р. Ваг­не­ра, К. Де­бюс­си), в 1925 – Япон. фи­лар­мо­нич. об-во (про­об­раз Сим­фо­нич. ор­ке­ст­ра NHK). В 1922–23 из­да­вал (вме­сте с по­этом Ха­ку­сю Ки­та­ха­рой) ж. «По­эзия и му­зы­ка». Га­ст­ро­ли­ро­вал как ди­ри­жёр в США (1918–19, в т. ч. в Кар­не­ги-хол­ле ис­пол­нял собств. со­чи­не­ния), СССР (1931, 1933), Гер­ма­нии (1937). В го­ды 2-й ми­ро­вой вой­ны за­ни­мал ру­ко­во­дя­щие по­сты в гос. про­па­ган­ди­ст­ском ор­га­не «Япон. ас­со­циа­ция муз. куль­ту­ры» (с 1942 ви­це-пре­зи­дент, с 1944 пре­зи­дент). С 1950 воз­глав­лял Япон. ди­ри­жёр­скую ас­со­циа­цию, в 1958–65 – муз. ф-т Ун-та Со­ай (Оса­ка).

Как ком­по­зи­тор фор­ми­ро­вал­ся под влия­ни­ем му­зы­ки Р. Штрау­са и А. Н. Скря­би­на. В ран­ний пе­ри­од (1913–20) тя­го­тел к «сти­ли­сти­че­ско­му кон­тра­пунк­ту» (япон. тай­и­хо) с кон­тра­ст­ным столк­но­ве­ни­ем позд­не­ро­ман­тич., мо­дер­ни­ст­ско­го и тра­диц. япон. муз. ма­те­риа­ла. Позд­нее, от­час­ти под влия­ни­ем Э. Бло­ха, при­шёл к уп­ро­ще­нию муз. язы­ка, пе­ре­ос­мыс­лил япон. пен­та­то­ни­че­ский лад ёна­ну­ки (ва­ри­ант мия­ко-бу­си). Боль­шое творч. на­сле­дие Я. (ок. 1600 со­чи­не­ний) вклю­ча­ет: 4 опе­ры, в т. ч. «Чёр­ные ко­раб­ли» (Про­лог пост. в Ле­нин­гра­де, 1931; 3 дей­ст­вия без Про­ло­га, под назв. «Рас­свет», – в То­кио, 1940; пол­но­стью пост. в То­кио, 2008) и «Сян­фэй» (кла­вир за­вер­шён в 1947; в ор­ке­ст­ров­ке И. Да­на пост. в То­кио, 1981); сим­фо­нич. по­эмы и «хо­рео­гра­фи­ко-сим­фо­нич. по­эмы» (япон. буё­си – ори­ги­наль­ный жанр, раз­ра­ба­ты­вал­ся совм. с япон. хо­рео­гра­фом тан­ца мо­дерн Б. Исии); ки­но­му­зы­ку (все­го к 11 филь­мам, вклю­чая пер­вый япон. зву­ко­вой ф. «За­ря», реж. К. Оса­наи, 1927). В Япо­нии наи­бо­лее зна­чит. ча­стью творч. на­сле­дия Я. счи­та­ют­ся его во­каль­ные со­чи­не­ния (ок. 700 пе­сен, гл. обр. на тек­сты совр. япон. по­этов; мно­гие во­шли в пе­да­го­гич. ре­пер­ту­ар). На­пи­сал ав­то­био­гра­фию «Рап­со­дия мо­ло­до­сти» («Дзи­дэн: Ва­ка­ки­хи-но кё­си­кё­ку», 1951).

Лит.: Дуб­ров­ская М. Ю. Яма­да Ко­са­ку и фор­ми­ро­ва­ние япон­ской ком­по­зи­тор­ской шко­лы. Но­во­сиб., 2004.

Вернуться к началу