Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШЮТЦ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 169

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Г. Шютц. Портрет работы К. Шпетнера. Ок. 1660. Музей музыкальных инструментов Лейпцигского университета.

ШЮТЦ (Schütz) Ген­рих [кре­щён 9.10.1585, Кё­ст­риц (ны­не Бад-Кё­ст­риц), Тю­рин­гия – 6.11.1672, Дрез­ден], нем. ком­по­зи­тор. Круп­ней­ший пред­ста­ви­тель ран­не­го нем. ба­рок­ко, пред­ше­ст­вен­ник И. С. Ба­ха. С 1599 в Кас­се­ле, учил­ся в Мав­ри­ци­ан­ской кол­ле­гии, пел в при­двор­ной ка­пел­ле, брал уро­ки ком­по­зи­ции у Г. От­то. В 1608–09 учил­ся в Мар­бург­ском ун-те (юрис­пру­ден­ция). В 1609–1613 жил в Ве­не­ции, обу­чал­ся ком­по­зи­ции у Дж. Габ­рие­ли. По воз­вра­ще­нии в Гер­ма­нию слу­жил ор­га­ни­стом в Кас­селе, с 1617 – при­двор­ным ка­пель­мей­сте­ром в Дрез­де­не. В 1628–29 изу­чал сочи­не­ния К. Мон­те­вер­ди и его со­вре­мен­ни­ков в Ве­не­ции. В 1633–44 (с пе­реры­ва­ми) ка­пель­мей­стер в Ко­пен­га­ге­не, в эти го­ды за­ни­мал­ся ор­га­ни­за­ци­ей и рео­рга­ни­за­ци­ей при­двор­ных ка­пелл в нем. го­ро­дах. Пред­по­ло­жи­тель­но в 1645 вер­нул­ся в Дрез­ден, слу­жил до 1656.

В ком­по­зи­тор­ском твор­че­ст­ве раз­ви­вал 2 на­прав­ле­ния: «ста­рый стиль», об­раз­цом ко­то­ро­го слу­жи­ла по­ли­фо­ния ни­дер­ланд­ской шко­лы (напр., в «Свя­щен­ных пес­но­пе­ни­ях», изд. 1625), и мод­ные тен­ден­ции «но­во­го сти­ля», во мно­гом по­черп­ну­то­го у итал. мас­те­ров Дж. Габ­рие­ли и К. Мон­те­вер­ди. В ос­но­ве вто­ро­го – го­мо­фо­ния («мо­но­дия» в со­про­во­ж­де­нии бас­со кон­ти­нуо), ис­поль­зо­ва­ние приё­мов ри­то­ри­ки му­зы­каль­ной, для Ш. осо­бен­но ха­рак­тер­но обиль­ное ис­поль­зо­ва­ние дис­со­нан­сов. Во мно­гих со­чи­не­ни­ях Ш. встре­ча­ют­ся при­зна­ки обо­их сти­лей (напр., в «Ма­лень­ких ду­хов­ных кон­цер­тах», изд. в 2 то­мах, 1636, 1639). Ш. пи­сал пре­им. во­каль­ную и во­каль­но-ин­ст­ру­мен­таль­ную му­зы­ку, боль­шин­ст­во про­из­ве­де­ний соз­да­но на биб­лей­ские или ду­хов­ные тек­сты (на нем. и лат. язы­ках). Сре­ди со­чи­не­ний: сб-ки «Свя­щен­ные сим­фо­нии» (т. 1–3, 1629–1650), «Ма­лень­кие ду­хов­ные кон­цер­ты» (изд. 1639); Кни­га мад­ри­га­лов (изд. 1611), «Псал­мы Да­ви­да» (часть тек­стов в пер. М. Лю­те­ра; изд. 1619), «Ис­то­рия Вос­кре­се­ния» (1623), «Семь слов Спа­си­те­ля на Кре­сте» (1657), «Ис­то­рия Ро­ж­де­ст­ва» (1664); «Стра­сти по Ио­ан­ну», «Стра­сти по Мат­фею», «Стра­сти по Лу­ке» (все 1666).

Взгля­ды Ш. на ком­по­зи­цию за­фик­си­ро­ва­ны его уче­ни­ком К. Берн­хар­дом в «Tractatus compositionis augmentatus» («Рас­ши­рен­ный трак­тат о ком­по­зи­ции», 1657).

Соч.: Neue Ausgabe sämtlicher Werke. Kassel, 1955–. Bd 1–.

Лит.: Moser H. J. H. Schütz: Sein Leben und Werk. Kassel, 1936; Г. Шютц / Сост. Т. Н. Дуб­рав­ская. М., 1985.

Вернуться к началу