ШУ́БЕРТ
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ШУ́БЕРТ (Schubert) Франц (31.1.1797, Лихтенталь, ныне в черте Вены – 19.11.1828, Вена), австр. композитор. Один из первых и крупнейших представителей муз. романтизма. Сын школьного учителя. Музыке учился дома, затем у М. Хольцера в Лихтентале. В 1808–13 обучался в венском конвикте (певческой школе), был певчим Придворной капеллы в Вене. Брал уроки генерал-баса у В. Ружички, контрапункта и композиции (до 1816) у А. Сальери. В 1814–1818 получил педагогич. образование и работал в школе. Среди первых сочинений – Фантазия G-dur в 4 руки (1810); большое количество сочинений датируется 1811–12.
Ш. чрезвычайно рано сформировался как композитор, среди первых шедевров – песни «Гретхен за прялкой» (1814, D 118) и «Лесной царь» (1815, D 328). В сер. 1810-х гг. его произведения начали исполнять публично, в 1814 в Лихтентале с успехом исполнена Месса № 1 F-dur. Летом 1818 и 1824 Ш. работал учителем музыки в семье Эстерхази в поместье Желиз (Венгрия). Постепенно вокруг него сплотились друзья и единомышленники, среди которых – поэты Ф. фон Шобер (автор либретто к опере Ш. «Альфонсо и Эстрелла», соч. 1822) и И. Майрхофер, художники Л. Купельвизер (автор либретто к героико-романтич. опере Ш. «Фьеррабрас», соч. 1823) и М. фон Швинд, композитор А. Хюттенбреннер, драматург и поэт Э. фон Бауэрнфельд, певица А. Мильдер-Хауптман. Муз. вечера из произведений Ш. в 1815–24 организовывал Л. фон Зоннлайтнер (с 1821 под назв. «Шубертиады»). В 1817 Ш. познакомился с певцом И. М. Фоглем, исполнителем его песен, вместе они совершили концертные поездки в Зальцбург и Верхнюю Австрию (1819, 1823, 1825). В 1818 сочинения Ш. начали издаваться (опубликованные в 1822 Вариации для фп. в 4 руки ор. 10 заслужили одобрение Л. ван Бетховена). В 1820 на сцене (в Вене) впервые появились театральные сочинения Ш. (зингшпиль «Братья-близнецы», мелодрама «Волшебная арфа», обе – на либр. Г. фон Хофмана), однако успеха они не имели. Творчество Ш. 1820-х гг. отмечено углублением психологич. и драматич. начал, в эти годы им созданы ставшие впоследствии знаменитыми «Неоконченная симфония» (назв. неавторское; в 1822 Ш. завершил 2 части, III часть осталась в эскизах) и «Большая симфония» (1828?), вокальные циклы «Прекрасная мельничиха» (1823) и трагический по содержанию «Зимний путь» (1827); 13 песен на стихи Л. Рельштаба и Г. Гейне предположительно были задуманы автором как сборник (вместе с 14-й песней опубл. в 1829 под назв. «Лебединая песня»). В 1828 в Вене состоялся единственный при жизни Ш. авторский концерт.
Значит. часть наследия Ш. составляют сочинения в жанрах, культивировавшихся его предшественниками Й. Гайдном, В. А. Моцартом и Л. ван Бетховеном: оперы, зингшпили, мессы, симфонии, сонаты, квартеты и др. ансамбли. Не менее важное место в его творчестве заняли жанры романтич. песни для голоса с фп. (Lied; св. 660) и инструментальной миниатюры. В песнях Ш. обратился к текстам более 150 авторов, в т. ч. к стихотворениям Ф. Шиллера, И. В. Гёте, Ф. Г. Клопштока, Г. Гейне, Ф. Рюккерта, своих друзей-поэтов. Повышенное внимание к поэтич. тексту получило отражение в мелодии, гармонии, муз. форме. Наряду с куплетной формой («Мельник и ручей» из цикла «Прекрасная мельничиха», «Серенада» D 957/4 и мн. др.), Ш. мастерски использовал т. н. сквозную форму (нем. durchkomponiertes Lied) с неповторяющейся мелодией в разных строфах («Двойник» D 957/13 и др.), в ряде образцов объединил закономерности той и другой форм («Липа» из цикла «Зимний путь» и др.). В песнях Ш. особенно проявилось его дарование мелодиста; вокальная партия отличается напевностью и одновременно мелодич. изобретательностью (напр., «Третья песня Эллен» на стихи В. Скотта D 839, известная как «Ave Maria»), нередко опирается на обороты австр. нар. песен. Фп. партия развита и часто изобразительна (остинатная ритмич. фигура, передающая скачку коня, в балладе «Лесной царь»; «бурная» фп. фактура, изображающая созвучную душе поэта дикую природу, в песне «Приют» D 957/5; имитация звуков лютни в «Паузе» из цикла «Прекрасная мельничиха»; «колеблющееся» мелодич. движение в «Баркароле» D 774). Выдающимися образцами лирич. фп. миниатюры стали экспромты op. 90 и ор. 142 (1827), «музыкальные моменты» op. 94 (1823–28). Множество вальсов, лендлеров, экосезов и др. бытовой танцевальной музыки родилось из фп. импровизаций Ш. во время дружеских собраний; эта область творчества композитора стала первым шагом на пути к поэтизации бытовых жанров, свойственной эпохе романтизма.
Муз. стиль Ш., в целом опирающийся на традиции венской классической школы (первые 6 из 9 симфоний, написанные до 1818, находятся в русле традиций Й. Гайдна и В. А. Моцарта), обогащён рядом новшеств в области гармонии и муз. формы. Так, углубление контраста между темами в экспозиции сонатной формы иногда происходит благодаря введению ненормативного – терцового соотношения тональностей (в I ч. «Неоконченной симфонии» главная и побочная темы звучат соответственно в h-moll и G-dur). Гармоническая краска в некоторых случаях становится более важным выразительным фактором, чем ощущение тяготения; нечастая у Ш., но чрезвычайно яркая гармония минорного трезвучия VI ступени в миноре даже получила назв. «шубертова шестая» (напр., в песне «Приют»). Песенный тематизм – протяжённые мелодии, а также темы некоторых своих песен – Ш. использовал в ряде инструментальных сочинений: квинтете «Форель» op. 114 (1819), фп. фантазии «Скиталец» op. 15 (1822), струнном квартете d-moll «Смерть и девушка» (1824, D 810) и др. Широким использованием песенного тематизма отличаются и две последние симфонии («Неоконченная» и «Большая»), в которых получила развитие «тема рока». Ш. – автор большого количества камерных ансамблей, среди них: струнные квартеты – a-moll op. 29/1 (1824) и G-dur op. 161 (1826; всего не менее 15); Струнный квинтет C-dur ор. 163 (1828); Октет для струнных и духовых F-dur op. 166 (1824); для скрипки с фп. – 3 сонатины (1816), Соната (Дуэт) A-dur (1817); Соната для арпеджионе и фп. a-moll (1824). Особую область творчества Ш. составили фп. сочинения крупных форм, среди них – соната A-dur ор. 120 (1819 или 1825), соната-фантазия G-dur ор. 78 (1826), три последние сонаты – c-moll, A-dur, B-dur (1828, D 958–960), Фантазия (Дуэт) f-moll op. 103 (1828); благодаря значит. роли песенного тематизма экспонирование материала преобладает над развитием, большое внимание уделено гармонич. сопоставлениям. Важная часть наследия композитора – духовная музыка, отмеченная мастерством полифонич. стиля: мессы (в т. ч. № 5 As-dur, 1822, и № 6 Es-dur, 1828) и части месс, оффертории, неск. композиций «Salve regina», Немецкий реквием (1818), Немецкая месса (1827). Среди др. кантатно-ораториальных сочинений – «Stabat mater» на нем. текст Ф. Г. Клопштока (1816), «Победная песнь Мирьям» (либр. Ф. Грильпарцера, 1828), оратория «Лазарь» (либр. А. Г. Нимайера, не окончена, 1820).
Подавляющее большинство крупных сочинений Ш. было опубликовано и впервые исполнено после его смерти, включая две последние симфонии («Неоконченная» в 1839, «Большая» в 1865), обе завершённые оперы («Альфонсо и Эстрелла» пост. под рук. Ф. Листа, 1854, Веймар; «Фьеррабрас» пост. под рук. Ф. Мотля, 1897, Карлсруэ) и некоторые др. произведения для сцены – завершённые и (большинство) незавершённые. Та же судьба постигла камерную музыку Ш., которая была по достоинству оценена лишь в 20 в. (ряд произведений Ш. впервые опубл. в 1970-е гг.).
Сочинения Ш. идентифицируются по каталогу О. Э. Дойча.