Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШУ́БЕРТ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 139-140

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. О. Митина
Ф. Шуберт. Портрет работы В. А. Ридера. 1875. Музей истории Вены.

ШУ́БЕРТ (Schubert) Франц (31.1.1797, Лих­тен­таль, ны­не в чер­те Ве­ны – 19.11.1828, Ве­на), австр. ком­по­зи­тор. Один из пер­вых и круп­ней­ших пред­ста­ви­те­лей муз. ро­ман­тиз­ма. Сын школь­но­го учи­те­ля. Му­зы­ке учил­ся до­ма, за­тем у М. Холь­це­ра в Лих­тен­та­ле. В 1808–13 обу­чал­ся в вен­ском кон­вик­те (пев­че­ской шко­ле), был пев­чим При­двор­ной ка­пел­лы в Ве­не. Брал уро­ки ге­не­рал-ба­са у В. Ру­жич­ки, кон­тра­пунк­та и ком­по­зи­ции (до 1816) у А. Саль­е­ри. В 1814–1818 по­лу­чил пе­да­го­гич. об­ра­зо­ва­ние и ра­бо­тал в шко­ле. Сре­ди пер­вых со­чи­не­ний – Фан­та­зия G-dur в 4 ру­ки (1810); боль­шое ко­ли­че­ст­во со­чи­не­ний да­ти­ру­ет­ся 1811–12.

Ш. чрез­вы­чай­но ра­но сфор­ми­ро­вал­ся как ком­по­зи­тор, сре­ди пер­вых ше­дев­ров – пес­ни «Грет­хен за прял­кой» (1814, D 118) и «Лес­ной царь» (1815, D 328). В сер. 1810-х гг. его про­из­ве­де­ния на­чали ис­пол­нять пуб­лич­но, в 1814 в Лих­тен­та­ле с ус­пе­хом ис­пол­не­на Мес­са № 1 F-dur. Ле­том 1818 и 1824 Ш. ра­бо­тал учи­те­лем му­зы­ки в се­мье Эс­тер­хази в по­ме­стье Же­лиз (Венг­рия). По­сте­пен­но во­круг не­го спло­ти­лись дру­зья и еди­но­мыш­лен­ни­ки, сре­ди ко­то­рых – по­эты Ф. фон Шо­бер (ав­тор либ­рет­то к опе­ре Ш. «Аль­фон­со и Эс­т­рел­ла», соч. 1822) и И. Майр­хо­фер, ху­дож­ни­ки Л. Ку­пель­ви­зер (ав­тор либ­рет­то к ге­рои­ко-ро­ман­тич. опе­ре Ш. «Фьер­раб­рас», соч. 1823) и М. фон Швинд, ком­по­зи­тор А. Хют­тен­брен­нер, дра­ма­тург и по­эт Э. фон Бау­эрн­фельд, пе­ви­ца А. Миль­дер-Ха­упт­ман. Муз. ве­че­ра из про­из­веде­ний Ш. в 1815–24 ор­га­ни­зо­вы­вал Л. фон Зонн­лайт­нер (с 1821 под назв. «Шу­бертиа­ды»). В 1817 Ш. по­зна­ко­мил­ся с пев­цом И. М. Фог­лем, ис­пол­ни­те­лем его пе­сен, вме­сте они со­вер­ши­ли кон­церт­ные по­езд­ки в Зальц­бург и Верх­нюю Ав­ст­рию (1819, 1823, 1825). В 1818 со­чи­не­ния Ш. на­ча­ли из­да­вать­ся (опуб­ли­ко­ван­ные в 1822 Ва­риа­ции для фп. в 4 ру­ки ор. 10 за­слу­жи­ли одоб­ре­ние Л. ван Бет­хо­ве­на). В 1820 на сце­не (в Ве­не) впер­вые поя­ви­лись те­ат­раль­ные со­чи­не­ния Ш. (зин­гш­пиль «Бра­тья-близ­не­цы», ме­ло­дра­ма «Вол­шеб­ная ар­фа», обе – на либр. Г. фон Хоф­ма­на), од­на­ко ус­пе­ха они не име­ли. Твор­че­ст­во Ш. 1820-х гг. от­ме­че­но уг­луб­ле­ни­ем пси­хо­ло­гич. и дра­ма­тич. на­чал, в эти го­ды им соз­да­ны став­шие впо­след­ст­вии зна­ме­ни­ты­ми «Не­окон­чен­ная сим­фо­ния» (назв. не­ав­тор­ское; в 1822 Ш. за­вер­шил 2 час­ти, III часть ос­та­лась в эс­ки­зах) и «Боль­шая сим­фо­ния» (1828?), во­каль­ные цик­лы «Пре­крас­ная мель­ни­чи­ха» (1823) и тра­ги­че­ский по со­дер­жа­нию «Зим­ний путь» (1827); 13 пе­сен на сти­хи Л. Рель­шта­ба и Г. Гей­не пред­по­ло­жи­тель­но бы­ли за­ду­ма­ны ав­то­ром как сбор­ник (вме­сте с 14-й пес­ней опубл. в 1829 под назв. «Ле­бе­ди­ная пес­ня»). В 1828 в Ве­не со­сто­ял­ся един­ст­вен­ный при жиз­ни Ш. ав­тор­ский кон­церт.

Зна­чит. часть на­сле­дия Ш. со­став­ля­ют со­чи­не­ния в жан­рах, куль­ти­ви­ро­вав­ших­ся его пред­ше­ст­вен­ни­ка­ми Й. Гайд­ном, В. А. Мо­цар­том и Л. ван Бет­хо­ве­ном: опе­ры, зин­гш­пи­ли, мес­сы, сим­фо­нии, со­на­ты, квар­те­ты и др. ан­самб­ли. Не ме­нее важ­ное ме­сто в его твор­че­ст­ве за­ня­ли жан­ры ро­ман­тич. пес­ни для го­ло­са с фп. (Lied; св. 660) и ин­ст­ру­мен­таль­ной ми­ниа­тю­ры. В пес­нях Ш. об­ра­тил­ся к тек­стам бо­лее 150 ав­то­ров, в т. ч. к сти­хо­тво­ре­ни­ям Ф. Шил­ле­ра, И. В. Гёте, Ф. Г. Клоп­што­ка, Г. Гей­не, Ф. Рюк­кер­та, сво­их дру­зей-по­этов. По­вы­шен­ное вни­ма­ние к по­этич. тек­сту по­лу­чи­ло от­ра­же­ние в ме­ло­дии, гар­мо­нии, муз. фор­ме. На­ря­ду с ку­плет­ной фор­мой («Мель­ник и ру­чей» из цик­ла «Пре­крас­ная мель­ни­чи­ха», «Се­ре­на­да» D 957/4 и мн. др.), Ш. мас­тер­ски ис­поль­зо­вал т. н. сквоз­ную фор­му (нем. durchkom­poniertes Lied) с не­по­вто­ряю­щей­ся ме­ло­ди­ей в раз­ных стро­фах («Двой­ник» D 957/13 и др.), в ря­де об­раз­цов объ­еди­нил за­ко­но­мер­но­сти той и дру­гой форм («Ли­па» из цик­ла «Зим­ний путь» и др.). В пес­нях Ш. осо­бен­но про­явилось его да­ро­ва­ние ме­ло­дис­та; во­каль­ная пар­тия от­ли­ча­ет­ся на­пев­но­стью и од­но­вре­мен­но ме­ло­дич. изо­бре­та­тель­но­стью (напр., «Тре­тья пес­ня Эл­лен» на сти­хи В. Скот­та D 839, из­вест­ная как «Ave Maria»), не­ред­ко опи­ра­ет­ся на обо­ро­ты австр. нар. пе­сен. Фп. пар­тия раз­ви­та и час­то изо­бра­зи­тель­на (ос­ти­нат­ная рит­мич. фи­гу­ра, пе­ре­даю­щая скач­ку ко­ня, в бал­ла­де «Лес­ной царь»; «бур­ная» фп. фак­ту­ра, изо­бра­жаю­щая со­звуч­ную ду­ше по­эта ди­кую при­ро­ду, в пес­не «При­ют» D 957/5; ими­та­ция зву­ков лют­ни в «Пау­зе» из цик­ла «Пре­крас­ная мель­ни­чи­ха»; «ко­леб­лю­щее­ся» ме­ло­дич. дви­же­ние в «Бар­ка­ро­ле» D 774). Вы­даю­щи­ми­ся об­раз­ца­ми ли­рич. фп. ми­ниа­тю­ры ста­ли экс­пром­ты op. 90 и ор. 142 (1827), «му­зы­каль­ные мо­мен­ты» op. 94 (1823–28). Мно­же­ст­во валь­сов, ленд­ле­ров, эко­се­зов и др. бы­то­вой тан­це­валь­ной му­зы­ки ро­ди­лось из фп. им­про­ви­за­ций Ш. во вре­мя дру­же­ских со­б­ра­ний; эта об­ласть твор­че­ст­ва ком­по­зи­то­ра ста­ла пер­вым ша­гом на пу­ти к по­эти­за­ции бы­то­вых жан­ров, свой­ст­вен­ной эпо­хе ро­ман­тиз­ма.

Муз. стиль Ш., в це­лом опи­раю­щий­ся на тра­ди­ции вен­ской клас­си­че­ской шко­лы (пер­вые 6 из 9 сим­фо­ний, на­пи­сан­ные до 1818, на­хо­дят­ся в рус­ле тра­ди­ций Й. Гайд­на и В. А. Мо­цар­та), обо­га­щён ря­дом нов­шеств в об­лас­ти гар­мо­нии и муз. фор­мы. Так, уг­луб­ле­ние кон­тра­ста ме­ж­ду те­ма­ми в экс­по­зи­ции со­нат­ной фор­мы ино­гда про­ис­хо­дит бла­го­да­ря вве­де­нию не­нор­ма­тив­но­го – тер­цо­во­го со­от­но­ше­ния то­наль­но­стей (в I ч. «Не­окон­чен­ной сим­фо­нии» глав­ная и по­боч­ная те­мы зву­чат со­от­вет­ст­вен­но в h-moll и G-dur). Гар­мо­ни­чес­кая крас­ка в не­ко­то­рых слу­ча­ях ста­но­вит­ся бо­лее важ­ным вы­ра­зи­тель­ным фак­то­ром, чем ощу­ще­ние тя­го­те­ния; не­час­тая у Ш., но чрез­вы­чай­но яр­кая гар­мо­ния ми­нор­но­го тре­зву­чия VI сту­пе­ни в ми­но­ре да­же по­лу­чи­ла назв. «шу­бер­то­ва шес­тая» (напр., в пес­не «При­ют»). Пе­сен­ный те­ма­тизм – про­тя­жён­ные ме­ло­дии, а так­же те­мы не­ко­то­рых сво­их пе­сен – Ш. ис­поль­зо­вал в ря­де ин­ст­ру­мен­таль­ных со­чи­не­ний: квин­те­те «Фо­рель» op. 114 (1819), фп. фан­та­зии «Ски­та­лец» op. 15 (1822), струн­ном квар­те­те d-moll «Смерть и де­вуш­ка» (1824, D 810) и др. Ши­ро­ким ис­поль­зо­ва­ни­ем пе­сен­но­го те­ма­тиз­ма от­ли­ча­ют­ся и две по­след­ние сим­фо­нии («Не­окон­чен­ная» и «Боль­шая»), в ко­то­рых по­лу­чи­ла раз­ви­тие «те­ма ро­ка». Ш. – ав­тор боль­шо­го ко­ли­че­ст­ва ка­мер­ных ан­самб­лей, сре­ди них: струн­ные квар­те­ты – a-moll op. 29/1 (1824) и G-dur op. 161 (1826; все­го не ме­нее 15); Струн­ный квин­тет C-dur ор. 163 (1828); Ок­тет для струн­ных и ду­хо­вых F-dur op. 166 (1824); для скрип­ки с фп. – 3 со­на­ти­ны (1816), Со­на­та (Ду­эт) A-dur (1817); Со­на­та для ар­пед­жио­не и фп. a-moll (1824). Осо­бую об­ласть твор­че­ст­ва Ш. со­ста­ви­ли фп. со­чи­не­ния круп­ных форм, сре­ди них – со­на­та A-dur ор. 120 (1819 или 1825), со­ната-фан­та­зия G-dur ор. 78 (1826), три по­след­ние со­на­ты – c-moll, A-dur, B-dur (1828, D 958–960), Фан­та­зия (Ду­эт) f-moll op. 103 (1828); бла­го­да­ря зна­чит. ро­ли пе­сен­но­го те­ма­тиз­ма экс­по­ни­ро­ва­ние ма­те­риа­ла пре­об­ла­да­ет над раз­ви­ти­ем, боль­шое вни­ма­ние уде­ле­но гар­мо­нич. со­пос­тав­ле­ни­ям. Важ­ная часть на­сле­дия ком­по­зи­то­ра – ду­хов­ная му­зы­ка, от­ме­чен­ная мас­тер­ст­вом по­ли­фо­нич. сти­ля: мес­сы (в т. ч. № 5 As-dur, 1822, и № 6 Es-dur, 1828) и час­ти месс, оф­фер­то­рии, неск. ком­по­зи­ций «Salve regina», Не­мец­кий ре­к­ви­ем (1818), Не­мец­кая мес­са (1827). Сре­ди др. кан­тат­но-ора­то­ри­аль­ных со­чи­не­ний – «Stabat mater» на нем. текст Ф. Г. Клоп­што­ка (1816), «По­бед­ная песнь Мирь­ям» (либр. Ф. Гриль­пар­це­ра, 1828), ора­то­рия «Ла­зарь» (либр. А. Г. Ни­май­е­ра, не окон­че­на, 1820).

По­дав­ляю­щее боль­шин­ст­во круп­ных со­чи­не­ний Ш. бы­ло опуб­ли­ко­ва­но и впер­вые ис­пол­не­но по­сле его смер­ти, вклю­чая две по­след­ние сим­фо­нии («Не­окон­чен­ная» в 1839, «Боль­шая» в 1865), обе за­вер­шён­ные опе­ры («Аль­фон­со и Эс­т­рел­ла» пост. под рук. Ф. Лис­та, 1854, Вей­мар; «Фьер­раб­рас» пост. под рук. Ф. Мот­ля, 1897, Кар­лс­руэ) и не­ко­то­рые др. про­из­ве­де­ния для сце­ны – за­вер­шён­ные и (боль­шин­ст­во) не­за­вер­шён­ные. Та же судь­ба по­стиг­ла ка­мер­ную му­зы­ку Ш., ко­то­рая бы­ла по дос­то­ин­ст­ву оце­не­на лишь в 20 в. (ряд про­из­ве­де­ний Ш. впер­вые опубл. в 1970-е гг.).

Со­чи­не­ния Ш. иден­ти­фи­ци­ру­ют­ся по ка­та­ло­гу О. Э. Дой­ча.

Нот­ные изд.: Neue Ausgabe sämtlicher Wer­ke / Hrsg. W. Dürr u. a. Kassel, 1964–; Полн. собр. соч. для фор­те­пиа­но: В 6 т. М., 1962–1974; Из­бран­ные пес­ни: В 6 т. / Сост. Ю. Н. Хох­лов. М., 1975–1980.

Ука­за­те­ли: Deutsch O. E. F. Schubert: The­matisches Verzeichnis seiner Werke in chrono­logischer Folge. Kassel, 1978; Dürr W., Ader­hold W., Feil A. F. Schubert. Thematisches Verzeichnis seiner Werke in chronologischer Folge. Kleine Ausgabe. Kassel; Münch., 1983.

Лит.: Einstein A. Schubert: Ein musikalisches Porträt. Z., 1952; Vetter W. Der Klassiker Schubert. Lpz., 1953. Bd 1–2; Mies P. F. Schubert. Lpz., 1954; Жизнь Ф. Шу­бер­та в до­ку­мен­тах / Сост., ред. Ю. Н. Хох­лов. М., 1963; Вос­по­ми­на­ния о Шу­бер­те / Пер., пре­дисл. и прим. Ю. Н. Хох­ло­ва. М., 1964; Хох­лов Ю. Н. О по­след­нем пе­рио­де твор­чест­ва Шу­бер­та. М., 1968; он же. Шу­берт. М., 1972; Schubert-Liedlexikon. Kassel, 2012; Ф. Шу­берт: пе­ре­пис­ка, за­пи­си, днев­ни­ки, сти­хо­тво­ре­ния / Сост. Ю. Н. Хох­лов. 3-е изд. М., 2013; Schubert’s late music: History, theory, style / Ed. by L. B. Bodley, J. Horton. Camb., 2016.

Вернуться к началу