Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РОГА́ЛЬ-ЛЕВИ́ЦКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2017 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




РОГА́ЛЬ-ЛЕВИ́ЦКИЙ Дмит­рий Ро­ма­но­вич [2(14).7.1898, Ус­пен­ский при­иск, Якут­ская обл. – 17.12.1962, Мо­ск­ва], российский музыковед, аранжировщик, педагог. Сын гор­но­го ин­же­не­ра. С 1908 в Москве. В 1925 окон­чил Московскую консерваторию как ар­фист (класс М. А. Кор­чин­ской) и тео­ре­тик (учил­ся тео­рии му­зы­ки у Г. Э. Ко­ню­са, ин­ст­ру­мен­тов­ке – у С. Н. Ва­си­лен­ко). В 1932–37 и 1943–62 пре­по­да­вал ин­ст­ру­мен­тов­ку там же (с 1946 профессор, в 1956–62 заведующий ка­фед­рой), сре­ди уче­ни­ков – А. И. Ха­ча­ту­рян, Т. Н. Хрен­ни­ков, Р. К. Щед­рин, А. Я. Эш­пай. Зна­ток сим­фо­нического ор­ке­ст­ра и мас­тер оркестровой аранжировки, сре­ди многочисленных работ – «Лис­ти­ниа­на», «Шо­пе­ниа­на», «Скря­би­ниа­на» (начало 1930-х гг.; по­след­няя поставлена в ви­де ба­ле­та в московском Боль­шом те­ат­ре в 1962). Ин­ст­румен­то­вал ряд опер (русская ко­мическая опе­ра «Мель­ник – кол­дун, об­ман­щик и сват», ис­пол­не­на в 1927 по ра­дио; «Емель­ян Пу­га­чёв» М. В. Ко­ва­ля, 1942, Перм­ский те­атр опе­ры и ба­ле­та) и ба­ле­тов («Смерч» Б. Б. Бе­ра, 1925, по за­ка­зу Боль­шо­го те­ат­ра, в репертуар не вошёл; «Та­рас Буль­ба» В. П. Со­ловь­ё­ва-Се­до­го, 2-я ред., 1941, Боль­шой те­атр), в 1940–50-е гг. по­мо­гал С. С. Про­кофь­е­ву. В его инструментовке с мар­та 1944 зву­чал Государственный гимн СССР. Ав­тор ка­пи­таль­но­й монографии «Со­вре­мен­ный ор­кестр» (т. 1–4, 1953–56), на­учно-ме­то­дических ра­бот, музыкальной публицистики. Среди литературных трудов (большая часть их не опубликована) – мемуары «Пожелтевшие страницы. Книга давно минувших дней» и «50 лет в когтях у музыки», а также очерки, посвящённые Н. С. Голованову, С. С. Прокофьеву, Г. Э. Конюсу и другим известным музыкантам, с которыми Р.-Л. был знаком. В литературных сочинениях нелицеприятно обрисовал картину советской культурной жизни. Опуб­ли­ко­ва­на пе­ре­пис­ка Р.-Л. с А. Т. Гре­ча­ни­но­вым (Аль­ма­нах ГЦММК им. М. И. Глин­ки, вып. 1–2, 1999–2003).

Соч.: Я не стре­мил­ся к «силь­ным ми­ра се­го...» / Публ. О. Ди­гон­ской // Му­зы­каль­ная ака­де­мия. 1998. № 3/4. Кн. 1; Мимолетные связи // Сергей Прокофьев. К 110-летию со дня рождения» / Труды ГЦММК им. М. И. Глинки. М., 2001.

Лит.: Mа­ка­ров Е. П. Д. Р. Ро­галь-Ле­виц­кий // Вы­даю­щие­ся дея­те­ли тео­ре­ти­ко-ком­по­зи­тор­ско­го фа­куль­те­та Мо­с­ков­ской кон­сер­ва­то­рии. М., 1966; Ди­гон­ская О. Ми­мо­лет­ные свя­зи // С. Про­кофь­ев. М., 2001; Круг­ло­ва М. Жизнь в «ког­тях у му­зы­ки» // На­уч­ные тру­ды Мо­с­ков­ской го­су­дар­ст­вен­ной кон­сер­ва­то­рии. М., 2007. Вып. 59.

Вернуться к началу