РОГА́ЛЬ-ЛЕВИ́ЦКИЙ
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РОГА́ЛЬ-ЛЕВИ́ЦКИЙ Дмитрий Романович [2(14).7.1898, Успенский прииск, Якутская обл. – 17.12.1962, Москва], российский музыковед, аранжировщик, педагог. Сын горного инженера. С 1908 в Москве. В 1925 окончил Московскую консерваторию как арфист (класс М. А. Корчинской) и теоретик (учился теории музыки у Г. Э. Конюса, инструментовке – у С. Н. Василенко). В 1932–37 и 1943–62 преподавал инструментовку там же (с 1946 профессор, в 1956–62 заведующий кафедрой), среди учеников – А. И. Хачатурян, Т. Н. Хренников, Р. К. Щедрин, А. Я. Эшпай. Знаток симфонического оркестра и мастер оркестровой аранжировки, среди многочисленных работ – «Листиниана», «Шопениана», «Скрябиниана» (начало 1930-х гг.; последняя поставлена в виде балета в московском Большом театре в 1962). Инструментовал ряд опер (русская комическая опера «Мельник – колдун, обманщик и сват», исполнена в 1927 по радио; «Емельян Пугачёв» М. В. Коваля, 1942, Пермский театр оперы и балета) и балетов («Смерч» Б. Б. Бера, 1925, по заказу Большого театра, в репертуар не вошёл; «Тарас Бульба» В. П. Соловьёва-Седого, 2-я ред., 1941, Большой театр), в 1940–50-е гг. помогал С. С. Прокофьеву. В его инструментовке с марта 1944 звучал Государственный гимн СССР. Автор капитальной монографии «Современный оркестр» (т. 1–4, 1953–56), научно-методических работ, музыкальной публицистики. Среди литературных трудов (большая часть их не опубликована) – мемуары «Пожелтевшие страницы. Книга давно минувших дней» и «50 лет в когтях у музыки», а также очерки, посвящённые Н. С. Голованову, С. С. Прокофьеву, Г. Э. Конюсу и другим известным музыкантам, с которыми Р.-Л. был знаком. В литературных сочинениях нелицеприятно обрисовал картину советской культурной жизни. Опубликована переписка Р.-Л. с А. Т. Гречаниновым (Альманах ГЦММК им. М. И. Глинки, вып. 1–2, 1999–2003).