Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФУ́РТВЕ́НГЛЕР

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 669

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. А. Михеев

ФУ́РТВЕ́НГЛЕР (Furtwängler) Виль­гельм (25.1.1886, Бер­лин – 30.11.1954, Ба­ден-Ба­ден), нем. ди­ри­жёр, ком­по­зи­тор, муз. пи­са­тель. В дет­ст­ве учил­ся иг­ре на фп. и ком­по­зи­ции у Й. Рай­нбер­ге­ра, М. фон Шил­линг­са и др. Позд­нее за­ни­мал­ся тео­ри­ей му­зы­ки под рук. Г. Шен­ке­ра, взгля­ды ко­то­ро­го ока­за­ли зна­чит. воз­дей­ст­вие на Ф. Де­бю­ти­ро­вал как ди­ри­жёр в 1906 в Мюн­хе­не. Был ре­пе­ти­то­ром в опер­ных те­ат­рах Брес­лау (1905–06), Цю­ри­ха (1906–07), Мюн­хе­на (1907–09), ди­ри­жё­ром те­ат­ра в Страс­бур­ге (1910–11). В 1911–15 муз. рук. опер­но­го те­ат­ра в Лю­бе­ке, в 1915–20 – в Ман­гей­ме. В 1922–28 гл. ди­ри­жёр ор­ке­ст­ра «Ге­ванд­хау­за», в 1922–45 и с 1952 до кон­ца жиз­ни – Бер­лин­ско­го фи­лар­мо­ни­че­ско­го ор­ке­ст­ра. С нач. 1920-х гг. по­сто­ян­но со­труд­ни­чал с Вен­ским фи­лар­мо­ни­че­ским ор­ке­ст­ром, вы­сту­пал с разл. ор­ке­ст­ра­ми Ев­ро­пы и США. В 1931 впер­вые уча­ст­во­вал в Бай­рёйт­ском фес­ти­ва­ле.

С при­хо­дом на­цис­тов к вла­сти в Гер­ма­нии по­ло­же­ние Ф. ста­ло не­од­но­знач­ным: бу­ду­чи од­ной из центр. фи­гур куль­тур­ной жиз­ни Третье­го рей­ха, он в то же вре­мя пы­тал­ся дис­тан­ци­ро­вать­ся от офиц. про­па­ган­ды и куль­тур­ной по­ли­ти­ки. По­сле за­пре­та к по­ста­нов­ке опе­ры П. Хин­де­ми­та «Ху­дож­ник Ма­тис» (1934) Ф. в знак про­тес­та от­ка­зал­ся от всех офиц. по­стов и со­сре­до­то­чил­ся на кон­церт­ной дея­тель­но­сти. В нач. 1945 был вы­ну­ж­ден по­ки­нуть Гер­ма­нию, по­се­лил­ся в Швей­ца­рии. В том же го­ду амер. во­ен. ад­ми­ни­ст­ра­ция об­ви­ни­ла Ф. в со­труд­ни­че­ст­ве с на­цис­та­ми и за­пре­ти­ла его пуб­лич­ные вы­сту­п­ле­ния. В 1947 об­ви­не­ния бы­ли сня­ты, Ф. во­зоб­но­вил ак­тив­ную ди­ри­жёр­скую дея­тель­ность, пре­им. в Зап. Ев­ро­пе, уча­ст­во­вал в муз. фес­ти­ва­лях в Зальц­бур­ге, Бай­рёй­те, Лю­цер­не, Эдин­бур­ге, ди­ри­жи­ро­вал опе­ра­ми Р. Ваг­не­ра в ми­лан­ском те­ат­ре «Ла Ска­ла».

В ос­но­ве ре­пер­туа­ра – сим­фо­нич. и опер­ные про­из­ве­де­ния нем. и австр. ком­по­зи­то­ров, гл. обр. Л. ван Бет­хо­ве­на, В. А. Мо­цар­та, Р. Ваг­не­ра, И. Брам­са, А. Брук­не­ра; кон­церт­ные про­грам­мы вклю­ча­ли так­же му­зы­ку П. И. Чай­ков­ско­го, С. Фран­ка, А. Двор­жа­ка, ком­по­зи­то­ров – со­вре­мен­ни­ков Ф. (Р. Штра­у­са, М. Ра­ве­ля, Б. Бар­то­ка, П. Хин­де­ми­та, А. Шён­бер­га, И. Ф. Стра­вин­ско­го и др.). Ди­ри­жи­ро­ва­ние Ф. от­ли­ча­ли яр­ко вы­ра­жен­ное во­ле­вое на­ча­ло, ог­ром­ное лич­но­ст­ное воз­дей­ст­вие на ор­ке­ст­ран­тов и слу­ша­те­лей, стрем­ле­ние к мощ­но­му и объ­ём­но­му зву­ча­нию ор­ке­ст­ра, до­воль­но сво­бод­ная трак­тов­ка ис­пол­няе­мых про­из­ве­де­ний. Мн. ин­тер­пре­та­ции Ф. вхо­дят в чис­ло наи­бо­лее зна­чи­тель­ных в ис­то­рии ис­пол­нительского иск-ва. В фо­но­гра­фич. на­сле­дии центр. ме­сто за­ни­ма­ют за­пи­си сим­фо­ний Бет­хо­ве­на, Ф. Шу­бер­та, Брам­са, Брук­не­ра, Чай­ков­ско­го, сту­дий­ные за­пи­си опер «Фи­де­лио» Бет­хо­ве­на (1953), «Три­стан и Изоль­да» (1952) и «Валь­ки­рия» (1954) Ваг­не­ра, кон­церт­ные за­пи­си пе­рио­да 2-й ми­ро­вой вой­ны.

Ф.-ком­по­зи­тор ра­бо­тал пре­им. в об­лас­ти сим­фо­нич. и ка­мер­но-ин­ст­ру­мен­таль­ной му­зы­ки, сре­ди со­чи­не­ний: 3 сим­фо­нии (1941, 1945, 1954), Сим­фо­ни­че­ский кон­церт для фп. с ор­ке­ст­ром (1937). Ав­тор ря­да книг и ста­тей о му­зы­ке: «Gespräche über Musik» (1948), «Ton und Wort: Aufsätze und Vorträge 1918 bis 1954» (1954) и др.

Лит.: Höcker K. W. Furtwängler: Begegnungen und Gespräche. B., 1961; Wessling B. Furt­wängler: eine kritische Biographie. Stuttg., 1985.

Вернуться к началу