Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФУКС

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 646-647

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ФУКС (Fux, Fuchs) Ио­ганн Йо­зеф (1660, Хир­тен­фельд, близ г. Санкт-Ма­райн, Шти­рия – 13.2.1741, Ве­на), австр. тео­ре­тик му­зы­ки, ком­по­зи­тор, пе­да­гог. Из кре­сть­ян. В 1681–83 учил­ся грам­ма­ти­ке и му­зы­ке в ие­зу­ит­ском учи­ли­ще для бед­ных «Ferdinandeum» в Гра­це, в 1683–1687 – в Ие­зу­ит­ском ун-те в Ин­голь­штад­те (Ба­ва­рия). В 1690-е гг. не­од­но­крат­но ез­дил в Рим, где пред­по­ло­жи­тель­но стажи­ро­вал­ся у ком­по­зи­то­ров А. Ко­рел­ли, Б. Пас­куи­ни и О. Пи­то­ни (адеп­та Дж. П. да Па­ле­ст­ри­ны). В 1705–15 ка­пель­мей­стер со­бо­ра Св. Сте­фа­на, с 1715 до кон­ца жиз­ни ка­пель­мей­стер при дво­ре Кар­ла VI. В 1725 в Ве­не опуб­ли­ковал учеб­ник по­ли­фо­нии стро­го­го сти­ля «Сту­пе­ни к Пар­на­су» («Gradus ad Par­nassum»; на­пи­сан на ла­ты­ни, опубл. в нем. пер. Л. К. Миц­ле­ра, 1742). Бла­го­да­ря про­сто­му яс­но­му из­ло­же­нию и удач­но­му со­че­та­нию не­боль­шо­го тео­ре­тич. кур­са (ч. 1) с об­шир­ным прак­ти­че­ским (ч. 2 – «Уп­раж­не­ния» в фор­ме диа­ло­га), кни­га по­лу­чи­ла мощ­ный ис­то­рич. ре­зо­нанс: её изу­ча­ли В. А. Мо­царт, Й. Гайдн, Л. ван Бет­хо­вен, Ф. Шу­берт, Л. Ке­ру­би­ни и др. ком­по­зи­то­ры, на её ос­но­ве пи­са­ли свои учеб­ни­ки Г. Бел­лер­ман, Л. Бусс­лер, К. Еп­пе­сен. На про­тяже­нии мн. лет Ф. пре­по­да­вал кон­тра­пункт и ком­по­зи­цию; сре­ди уче­ни­ков: Г. К. Ва­ген­зейль, Я. Д. Зе­лен­ка, Гот­либ Муф­фат, И. Хольц­бау­эр.

Ф. – ав­тор ок. 90 месс (наи­бо­лее из­вест­на «Ка­но­ни­че­ская»), 5 ре­к­вие­мов, му­зы­ки оф­фи­ция (ве­чер­ни, ли­та­нии, Te Deum’ы, бо­го­ро­дич­ные ан­ти­фо­ны и др.), 12 ду­хов­ных ора­то­рий (на итал. тек­сты). Сре­ди ин­ст­ру­мен­таль­ных со­чи­не­ний – сб. «Concentus musico-instrumen­tal­is» (Нюрн­берг, 1701), вклю­чаю­щий 4 ор­ке­ст­ро­вые увер­тю­ры (сюи­ты), 2 «сим­фо­нии» и се­ре­на­ду. В опе­рах Ф. (все­го 16), пред­став­ляю­щих со­бой ти­пич. об­раз­цы ав­ст­ро-итал. ба­рок­ко, пре­об­ла­да­ют ми­фо­ло­гич. («Ор­фей и Эв­ри­ди­ка», 1715, «Эней в Эли­зиу­ме», 1731; обе опе­ры пост. в Ве­не) и ис­то­рич. («Стой­кость и си­ла»; Пра­га, 1723) сю­же­ты.

Лит.: Flotzinger R. Fux-Studien. Graz, 1985; Flotzinger R., Wellesz E. J. J. Fux: Musiker, Lehrer, Komponist für Kirche und Kaiser. Graz, 1991.

Вернуться к началу