Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФЛЕ́ЙТА МНОГОСТВО́ЛЬНАЯ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 425-426

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Фото Hugo Chisholm / flickr.com Многоствольная флейта. Молдавский най.

ФЛЕ́ЙТА МНОГОСТВО́ЛЬНАЯ, ду­хо­вой му­зы­каль­ный ин­ст­ру­мент. Пред­став­ля­ет со­бой неск. про­доль­ных тру­бок – флейт (скре­п­лён­ных ме­ж­ду со­бой или не скре­п­лён­ных) ли­бо еди­ный кор­пус с про­свер­лён­ны­ми в нём ка­на­ла­ми. Один из древ­ней­ших ти­пов муз. ин­ст­ру­мен­тов. Труб­ки мо­гут быть от­кры­ты­ми или за­кры­ты­ми, раз­ме­ры тру­бок – от ми­ниа­тюр­ных (дли­ной в нес­коль­ко см) до очень боль­ших (ок. 1,5 м); ко­ли­че­ст­во тру­бок так­же силь­но варь­и­ру­ет­ся. Ма­те­ри­ал из­го­тов­ле­ния – тро­ст­ник, бам­бук, кость, дре­ве­си­на и др.

Ва­ри­ант со скре­п­лён­ны­ми (свя­зан­ны­ми) труб­ка­ми, на­зы­вае­мый так­же флей­той Па­на (в рус. по­этич. тра­ди­ции – цев­ни­ца), со­сто­ит из тру­бок раз­ной дли­ны, без паль­це­вых от­вер­стий. Та­кие Ф. м. из­вест­ны в древ­них ци­ви­ли­за­ци­ях Егип­та, Гре­ции, Зап., Центр. и Вост. Азии, Юж. Аме­ри­ки, в ср.-век. куль­ту­ре Юж. Ев­ро­пы. До се­ре­ди­ны – кон. 20 в. ин­ст­ру­мент су­ще­ст­во­вал в тра­диц. прак­ти­ке в Ру­мы­нии и Мол­да­вии (най), Гру­зии (лар­че­ми, со­ина­ри), по­ны­не рас­про­стра­нён у на­ро­дов Тро­пич. Аф­ри­ки, Океа­нии. Клас­сич. ин­ст­ру­мент ин­дей­цев Центр. Анд, где бы­ту­ет жи­вая тра­ди­ция ан­самб­ле­вой иг­ры.

Разл. Ф. м. ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны у слав. на­ро­дов. Ха­рак­тер­ны де­рев. флей­ты с еди­ным кор­пу­сом, в ко­то­ром име­ет­ся неск. па­рал­лель­ных ка­на­лов раз­ной дли­ны. Близ­кие по кон­ст­рук­ции об­раз­цы древ­них ка­мен­ных флейт най­де­ны в Ар­ме­нии. В куль­ту­рах Ме­зо­аме­ри­ки и Центр. Анд из­вест­ны гли­ня­ные и ка­мен­ные Ф. м. с еди­ным кор­пу­сом.

Ар­хаи­че­ский вид Ф. м. в ви­де на­бо­ра не­скре­п­лён­ных тру­бок по­ны­не со­хра­нил­ся в не­сколь­ких ре­гио­нах Ев­ро­пы: юж­но-рус. ку­гик­лы, ли­тов. ску­ду­чяй, пэ­лянъ­яс/пэ­лян­нэз у на­ро­дов ко­ми (са­мый се­вер­ный аре­ал ин­ст­ру­мен­тов ти­па Ф. м.).

См. так­же Пар­ная флей­та.

Лит.: Сте­шен­ко-Куф­ти­на В. К. Древ­ней­шие ин­ст­ру­мен­таль­ные ос­но­вы гру­зин­ской на­род­ной му­зы­ки. Тб., 1936. Т. 1: Флей­та Па­на; Квит­ка К. В. Об ис­то­ри­че­ском зна­че­нии флей­ты Па­на // Му­зы­каль­ная фольк­ло­ри­сти­ка. М., 1986. Вып. 3; Жу­ла­но­ва Н. И. Мно­го­стволь­ные флей­ты в тра­ди­ци­он­ной куль­ту­ре ко­ми-пер­мя­ков. М., 2008.

Вернуться к началу