Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХО́РНБО́СТЕЛЬ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 170

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ХО́РНБО́СТЕЛЬ (Hornbostel) Эрих Мо­риц фон (25.2.1877, Ве­на – 28.11.1935, Кем­бридж, Ве­ли­ко­бри­та­ния), австр. му­зы­ко­вед. Муз.-тео­ре­тич. дис­ци­п­ли­нам обу­чал­ся у Е. Ман­ды­чев­ско­го, в 1895–1899 изу­чал ес­теств. нау­ки и фи­ло­со­фию в Гей­дель­берг­ском и Вен­ском ун-тах. Ок. 1900 по­се­лил­ся в Бер­ли­не. Был уче­ни­ком, за­тем ас­си­стен­том пси­хо­ло­га и муз. тео­ре­ти­ка К. Штумп­фа в Бер­лин­ском ун-те, под его влия­ни­ем за­ни­мал­ся муз. пси­хо­ло­ги­ей, в ча­ст­но­сти «пси­хо­ло­ги­ей му­зы­каль­но­го вос­при­ятия» (нем. Tonpsychologie). С 1917 проф. Бер­линско­го ун-та. В 1906–33 воз­глав­лял Берлин­ский фо­но­граммар­хив (Berlin Pho­no­gramm-Archiv). В 1933, в свя­зи с прихо­дом к вла­сти нацис­тов, по­ки­нул Германию, ра­бо­тал в Но­вой шко­ле со­ци­аль­ных ис­сле­до­ва­ний в Нью-Йор­ке, в 1934 пе­ре­ехал в Ве­ли­ко­бри­та­нию.

Со­во­куп­ность аку­стич., пси­хо­ло­гич. и фи­зио­ло­гич. ме­то­дов, ис­поль­зуе­мых Х. вме­сте с К. Штумп­фом и О. Аб­ра­ха­мом, лег­ла в ос­но­ву но­вой дис­ци­п­ли­ны – срав­ни­тель­но­го му­зы­коз­на­ния, суть ко­то­рой из­ло­же­на в ст. «Die Probleme der ver­glei­chenden Musikwissenschaft», опуб­ли­ко­ван­ной в ж. «Die Zeitschrift der In­ter­nationalen Musikgesellschaft» (1905–1906, Jg. 7); дан­ные ме­то­ды на­шли даль­ней­шее при­ме­не­ние в эт­но­му­зы­ко­ве­де­нии и му­зы­каль­ной ар­хео­ло­гии. Ав­тор мно­го­числ. эс­се (вме­сте с Аб­ра­ха­мом) о не­ев­ро­пей­ской му­зы­ке (япон­ской, ин­дий­ской, араб­ской, на­ро­дов Тро­пич. Аф­ри­ки), ко­то­рую ана­ли­зи­ро­вал на ос­нове собств. рас­шиф­ро­вок ау­дио­за­пи­сей из Бер­лин­ско­го фо­но­гра­ммар­хи­ва. Вме­сте с К. За­ксом раз­ра­бо­тал сис­те­ма­тич. клас­си­фи­ка­цию муз. ин­ст­ру­мен­тов («сис­те­ма Хорн­бо­сте­ля – За­кса»; см. в ст. Ин­ст­ру­мен­то­ве­де­ние).

Вернуться к началу