Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХОЛО́ПОВ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 134-135

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

ХОЛО́ПОВ Юрий Ни­ко­лае­вич (14.8.1932, Ря­зань – 24.4.2003, Мо­ск­ва), российский му­зы­ко­вед и пе­да­гог, заслуженный де­ятель ис­кусств РФ (1995). В 1954 окон­чил Московскую консерваторию по клас­су И. В. Спо­со­би­на, в 1960 – ас­пи­ран­ту­ру при ней под руководством С. С. Бо­га­ты­рё­ва. Доктор ис­кус­ст­во­ве­де­ния (1977). С 1960 пре­по­да­вал в Московской консерватории (профессор с 1983), од­но­вре­мен­но в 1962–80 – в Музыкальном училище при Московской консерватории, до 1991 – в Центральной музыкальной шко­ле при Московской консерватории. На­учная шко­ла Холопова на­счи­ты­ва­ет свыше 80 му­зы­ко­ве­дов.

Основные об­лас­ти на­учных ин­те­ре­сов: гар­мо­ния (с ак­цен­том на зву­ко­вы­сот­ных сис­те­мах 20 в.), му­зы­каль­ная фор­ма, ис­то­рия на­учной мыс­ли о му­зы­ке (от Ари­сток­се­на до П. Н. Ме­ща­ни­но­ва). В по­пыт­ке ре­фор­ми­ро­вать музыкальную нау­ку Холопов пред­ло­жил ряд но­вых тер­ми­нов и по­ня­тий (со­нор, мо­да­лизм, мик­ро­хро­ма­ти­ка, тек­сто­му­зы­каль­ная фор­ма, мет­ри­че­ская экс­т­ра­по­ля­ция, рых­лая то­наль­ность, сим­мет­рич­ные ла­ды, гек­са­их и др.), а так­же ин­тег­ри­ро­вал ино­языч­ные тер­ми­ны (дие­са, ме­та­бо­ла, энар­мо­ни­ка, фор­ма бар, ре­пер­кус­сия, атак­та и др.). Энер­гич­ная и ре­ши­тель­ная ре­фор­ма Холопова вы­зва­ла не­га­тив­ную ре­ак­цию ста­рой шко­лы советских му­зы­ко­ве­дов, об­ви­няв­ших Холопова в «пре­кло­не­нии» пе­ред немецкой мо­де­лью на­учного зна­ния и да­же в «фор­ма­лиз­ме». Боль­шин­ст­во его ме­то­до­ло­гических но­ва­ций, од­на­ко, в начале 21 в. проч­но во­шло в оби­ход отечественной нау­ки. Осо­бен­но цен­на кон­цеп­ция уни­вер­саль­ной гар­мо­нии, ко­то­рая зи­ж­дет­ся на ак­сио­ме не­кор­ре­ля­тив­но­сти основных прин­ци­пов ла­да – мо­даль­но­сти и то­наль­но­сти, на тео­рии ро­дов ин­тер­валь­ных сис­тем, на рас­ши­рен­ной трак­тов­ке ладовых функ­ций как сис­тем­но­го зна­че­ния зву­ков и со­зву­чий. Эти и не­ко­то­рые др. но­ва­тор­ские прин­ци­пы, вы­во­дя­щие нау­ку о гар­мо­нии за пре­де­лы ма­жо­ра и ми­но­ра, по­зво­ли­ли Холопову ра­цио­наль­но объ­яс­нять зву­ко­вы­сот­ную струк­ту­ру му­зы­ки «до­клас­си­че­ских» эпох («мо­даль­ные функ­ции» в гри­го­ри­ан­ском хо­ра­ле и зна­мен­ном рас­пе­ве, и др.), тра­ди­ци­он­ной не­ев­ро­пей­ской му­зы­ки, му­зы­ки 20 в. («но­вая то­наль­ность», «не­омо­даль­ность» и др.). Уче­ние о гар­мо­нии Холопова по­лу­чи­ло ши­ро­кое об­щественное при­зна­ние.

Зна­чи­те­лен вклад Холопова в уче­ние о музыкальной фор­ме, ко­то­рое он вер­нул к клас­сической функ­цио­наль­ной тео­рии фор­мы (А. Б. Маркс, Л. Бусс­лер), быв­шей ос­но­вой об­ра­зо­ва­ния русских ком­по­зи­то­ров до­со­вет­ско­го пе­рио­да. Так­же Холопов ра­ди­каль­но об­но­вил ву­зов­ский курс «Му­зы­каль­но-тео­ре­ти­че­ские сис­те­мы» и раз­ра­бо­тал про­ект но­во­го кур­са «Тео­рия со­вре­мен­ной ком­по­зи­ции».

Соч.: Со­вре­мен­ные чер­ты гар­мо­нии Про­кофь­е­ва. М., 1967; Очер­ки со­вре­мен­ной гар­мо­нии. М., 1974; Тео­ре­ти­че­ское му­зы­коз­на­ние как гу­ма­ни­тар­ная нау­ка, про­бле­ма ана­ли­за му­зы­ки // Со­вет­ская му­зы­ка. 1988. № 9; Гар­мо­ни­че­ский ана­лиз. М., 1996–2009. Ч. 1–3; Гар­мо­ния: Тео­ре­ти­че­ский курс. М.; СПб., 2003; Гар­мо­ния: Прак­ти­че­ский курс. 2-е изд. М., 2005. Ч. 1–2; Вве­де­ние в му­зы­каль­ную фор­му. 2-е изд. М., 2008.

Лит.: Лы­жов Г. И. К тео­рии зву­ко­вы­сот­ной струк­ту­ры му­зы­ки: Хро­ни­ка тру­дов Ю. Н. Хо­ло­по­ва о гар­мо­нии // Идеи Ю. Н. Хо­ло­по­ва в XXI ве­ке. М., 2008; Кю­ре­гян Т. С. Путь в нау­ке // Му­зы­каль­ные ми­ры Ю. Н. Хо­ло­по­ва. М., 2016.

Вернуться к началу