ХОЛО́ПОВ
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ХОЛО́ПОВ Юрий Николаевич (14.8.1932, Рязань – 24.4.2003, Москва), российский музыковед и педагог, заслуженный деятель искусств РФ (1995). В 1954 окончил Московскую консерваторию по классу И. В. Способина, в 1960 – аспирантуру при ней под руководством С. С. Богатырёва. Доктор искусствоведения (1977). С 1960 преподавал в Московской консерватории (профессор с 1983), одновременно в 1962–80 – в Музыкальном училище при Московской консерватории, до 1991 – в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории. Научная школа Холопова насчитывает свыше 80 музыковедов.
Основные области научных интересов: гармония (с акцентом на звуковысотных системах 20 в.), музыкальная форма, история научной мысли о музыке (от Аристоксена до П. Н. Мещанинова). В попытке реформировать музыкальную науку Холопов предложил ряд новых терминов и понятий (сонор, модализм, микрохроматика, текстомузыкальная форма, метрическая экстраполяция, рыхлая тональность, симметричные лады, гексаих и др.), а также интегрировал иноязычные термины (диеса, метабола, энармоника, форма бар, реперкуссия, атакта и др.). Энергичная и решительная реформа Холопова вызвала негативную реакцию старой школы советских музыковедов, обвинявших Холопова в «преклонении» перед немецкой моделью научного знания и даже в «формализме». Большинство его методологических новаций, однако, в начале 21 в. прочно вошло в обиход отечественной науки. Особенно ценна концепция универсальной гармонии, которая зиждется на аксиоме некоррелятивности основных принципов лада – модальности и тональности, на теории родов интервальных систем, на расширенной трактовке ладовых функций как системного значения звуков и созвучий. Эти и некоторые др. новаторские принципы, выводящие науку о гармонии за пределы мажора и минора, позволили Холопову рационально объяснять звуковысотную структуру музыки «доклассических» эпох («модальные функции» в григорианском хорале и знаменном распеве, и др.), традиционной неевропейской музыки, музыки 20 в. («новая тональность», «неомодальность» и др.). Учение о гармонии Холопова получило широкое общественное признание.
Значителен вклад Холопова в учение о музыкальной форме, которое он вернул к классической функциональной теории формы (А. Б. Маркс, Л. Бусслер), бывшей основой образования русских композиторов досоветского периода. Также Холопов радикально обновил вузовский курс «Музыкально-теоретические системы» и разработал проект нового курса «Теория современной композиции».