Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧАЙКО́ВСКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 391

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЧАЙКО́ВСКИЙ Бо­рис Алек­сан­д­ро­вич (10.9.1925, Мо­ск­ва – 7.2.1996, там же), рос. ком­по­зи­тор, пиа­нист, пе­да­гог, засл. де­ят. ис­кусств РСФСР (1969), нар. арт. СССР (1985). С 1934 учил­ся в муз. шко­ле им. Гне­си­ных: иг­ре на фп. у Е. Ф. Гне­си­ной, ком­по­зи­ции – у Е. О. Месс­не­ра; за­тем – в уч-ще им. Гне­си­ных по клас­су ком­по­зи­ции В. Я. Ше­ба­ли­на. В 1949 окон­чил Моск. конс. по клас­су ком­по­зи­ции Н. Я. Мяс­ков­ско­го, ра­нее учил­ся здесь у Ше­ба­ли­на и Д. Д. Шос­та­ко­ви­ча, в клас­се фп. – у Л. Н. Обо­ри­на. Ра­бо­тал муз. ре­дак­то­ром на ра­дио, с 1952 за­ни­мал­ся ис­клю­чи­тель­но ком­по­зи­ци­ей. В 1989–96 пре­по­да­вал ком­по­зи­цию в РАМ им. Гне­си­ных.

Осн. об­ласть твор­че­ст­ва – сим­фо­нич. и ка­мер­ная ин­ст­ру­мен­таль­ная му­зы­ка. Ч. соз­дал 4 сим­фо­нии (1947; 1967; «Се­ва­сто­поль­ская», 1980; «Сим­фо­ния с ар­фой», 1993), 4 кон­цер­та (для клар­не­та и ка­мер­но­го ор­ке­ст­ра, 1957; для вио­лон­че­ли с ор­ке­ст­ром, 1964; для скрип­ки с ор­ке­ст­ром, 1969; для фп. с ор­ке­ст­ром, 1971); ряд сим­фо­нич. про­из­ве­де­ний, сре­ди ко­то­рых – Сла­вян­ская рап­со­дия (1951), Те­ма и 8 ва­риа­ций (1973), сим­фо­нич. по­эмы «Под­рос­ток» и «Ве­тер Си­би­ри» (обе 1984). Сре­ди ка­мер­ных со­чи­не­ний: 6 струн­ных квар­те­тов (1954, 1961, 1967, 1972, 1974, 1976), фп. трио (1953), фп. квин­тет (1962); со­на­ты, сре­ди них две – для фп. (1944, 1952). Ч. про­дол­жил тра­ди­ции рус. сим­фо­нич. шко­лы и, в ча­ст­но­сти, сво­их учи­те­лей-ком­по­зи­то­ров, его твор­че­ст­во от­ли­ча­лось не­за­ви­си­мо­стью от офиц. идео­ло­гии, так же как и от вея­ний муз. мо­ды. Од­на из за­мет­ных дра­ма­тур­гич. осо­бен­но­стей его со­чи­не­ний – на­ли­чие ти­хих куль­ми­на­ций (в ви­де ли­рич. эпи­зо­дов); напр., в кон­це I ч. 2-й сим­фо­нии это кол­лаж ци­тат из про­из­ве­де­ний В. А. Мо­цар­та, Л. ван Бет­хо­ве­на, И. С. Ба­ха и Р. Шу­ма­на. Ч. – ав­тор ка­мер­ных во­каль­ных со­чи­не­ний на сти­хи А. С. Пуш­ки­на, М. Ю. Лер­мон­то­ва («Два сти­хо­тво­ре­ния…», 1940), И. А. Брод­ско­го («Че­ты­ре сти­хо­тво­ре­ния…», 1965); в во­каль­ном цик­ле «Зна­ки зо­диа­ка» (1974) ис­поль­зо­ва­ны сти­хо­тво­ре­ния по­этов Ф. И. Тют­че­ва, М. И. Цве­тае­вой, А. А. Бло­ка и Н. А. За­бо­лоц­ко­го. Ав­тор му­зы­ки к филь­мам («Же­нить­ба Баль­за­ми­но­ва», 1964; «Ай­бо­лит-66», 1967; «Го­ри, го­ри, моя звез­да», 1970, и др.; все­го св. 30), спек­так­лям и ра­дио­по­ста­нов­кам. Сре­ди пер­вых ис­пол­ни­те­лей его со­чи­не­ний – М. Л. Рос­тро­по­вич (Сюи­та для вио­лон­че­ли со­ло, 1960; Кон­церт, 1964), Г. П. Виш­нев­ская (цикл ро­ман­сов «Ли­ри­ка Пуш­ки­на», 1972). Сим­фо­ния­ми Ч. ди­ри­жи­ро­ва­ли К. П. Кон­д­ра­шин, Р. Б. Бар­шай, В. И. Фе­до­се­ев.

Гос. пр. СССР (1969).

Лит.: Кор­га­нов К. Т. Б. Чай­ков­ский. Лич­ность и твор­че­ст­во. М., 2001.

Вернуться к началу