Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЦЕМЛИ́НСКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 280

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЦЕМЛИ́НСКИЙ (Zemlinsky) Алек­сан­дер фон (14.10.1871, Ве­на – 15.3.1942, Лар­ч­монт, штат Нью-Йорк), австр. ком­по­зи­тор и ди­ри­жёр. В 1884–92 учил­ся в Вен­ской конс., в т. ч. по ком­по­зи­ции у И. Н. Фук­са. В 1904 вме­сте с А. Шён­бер­гом (уче­ник Ц.) с це­лью про­па­ган­ды совр. му­зы­ки ос­но­вал ком­по­зи­тор­ское об-во. Рабо­тал ди­ри­жё­ром в те­ат­рах Ве­ны, Пра­ги (Но­вый не­мец­кий те­атр, ны­не Праж­ская гос. опе­ра, 1911–27) и Бер­ли­на («Кролль-опе­ра», 1927–31). В 1933 вер­нул­ся в Ве­ну, в 1938 эмиг­ри­ро­вал в США. В раз­ные го­ды пре­по­да­вал ин­ст­ру­мен­тов­ку, ком­по­зи­цию и др. муз. дис­ци­п­ли­ны; сре­ди уче­ни­ков – Э. В. Корн­гольд. Со­чи­нял в раз­ных жан­рах, сре­ди них наи­бо­лее зна­чи­тель­ны опе­ры по про­из­ве­де­ни­ям О. Уай­ль­да – «Фло­рен­тий­ская тра­ге­дия» (либр. М. Мей­ер­фель­да, Штут­гарт, 1917) и «Кар­лик» (либр. Г. Кла­ре­на, Кёльн, 1922), а так­же Шесть пе­сен op. 13 на сло­ва М. Ме­тер­лин­ка (1910–13, ред. с ор­ке­ст­ром – 1913, 1922) и 2-й струн­ный квар­тет op. 15 (1915). Муз. стиль Ц. вос­хо­дит к позд­не­му ро­ман­тиз­му (Г. Ма­лер, Р. Штра­ус), позд­ние со­чи­не­ния сбли­жа­ют­ся с тен­ден­ция­ми мо­ло­дых нем. ком­по­зи­то­ров – П. Хин­де­ми­та, К. Вай­ля (не­оклас­си­цизм, ис­поль­зо­ва­ние ин­то­на­ций бы­то­вой му­зы­ки).

Лит.: Stephan R. A. Zemlinsky: Ein unbe­kann­ter Meister der Wiener Schule. Kiel, 1978; Beaumont A. Zemlinsky. Ithaca (USA), 2000; Вла­со­ва Н. О. А. Цем­лин­ский: Жизнь и твор­че­ст­во. М., 2014.

Вернуться к началу