Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЦАРЛИ́НО

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 249

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

ЦАРЛИ́НО (Zarlino) Джо­зеф­фо (31.1.1517, Кьод­жа, близ Ве­не­ции – 4.2.1590, Ве­не­ция), итальянский тео­ре­тик му­зы­ки, пе­да­гог и ком­по­зи­тор. Сво­бод­ным ис­кус­ст­вам обу­чал­ся в Кьод­же у фран­ци­скан­цев (грам­ма­ти­ке у Дж. Э. Са­не­зе, ариф­ме­ти­ке и гео­мет­рии у Дж. Ата­над­жи, му­зы­ке у Ф. М. Дель­фи­ко). Пев­чий (1536), за­тем ор­га­нист (1539–40) в ка­фед­раль­ном со­бо­ре Кьод­жи. По­сле ру­ко­по­ло­же­ния (1540) музыкальный руководитель шко­лы Св. Фран­ци­ска там же. С 1541 в Ве­не­ции, учил­ся у А. Вил­лар­та. С 1565 ка­пель­мей­стер и ор­га­нист Свя­то­го Мар­ка со­бо­ра. Сре­ди уче­ни­ков: В. Га­ли­леи, Дж. Ди­ру­та, Дж. Ар­ту­зи, Дж. Кро­че.

Тео­ре­тические тру­ды пи­сал по-италь­ян­ски. Главный трак­тат – «Le istitutioni harmo­niche» («Ос­но­вы гар­мо­ни­ки», устаревший перевод — «Гармонические ус­та­нов­ле­ния») в 4 кни­гах (1558, 2-я ред. – 1573). Ис­то­рическое дос­ти­же­ние Ц. – обос­но­ва­ние боль­шо­го и ма­ло­го тре­зву­чий, по­стро­ен­ное на пи­фа­го­рей­ской кон­цеп­ции «зву­ча­ще­го чис­ла» (итал. nu­mero sonoro; при этом греческие ис­точ­ни­ки Ц. знал сла­бо, так как не чи­тал по-гре­че­ски). Обос­но­ва­ние для ма­ло­го тре­зву­чия Ц. на­шёл, по­де­лив квин­ту ариф­ме­ти­че­ским сред­ним (6:5:4, например, c-es-g), для боль­шо­го – гар­мо­ни­че­ским сред­ним (15:12:10, например, c-e-g). Та­кое обос­но­ва­ние (при всей его спе­ку­ля­тив­но­сти) ре­ги­ст­ри­ру­ет окон­чательное при­зна­ние ин­тер­ва­ли­ки чис­то­го строя в ка­че­ст­ве зву­ко­вой ма­те­рии мно­го­го­лос­ной му­зы­ки (для иг­ры в этом строе Ц. при­ду­мал ди­зайн хро­ма­ти­че­ско­го кла­ве­си­на с 19 кла­ви­ша­ми в ок­та­ве). Этические ха­рак­те­ри­сти­ки тре­зву­чий Ц. [«Ес­ли боль­шая тер­ция на­хо­дит­ся в ниж­ней час­ти квин­ты, то гар­мо­ния де­ла­ет­ся ве­сё­лой (allegra), а ес­ли она на­хо­дит­ся свер­ху, то гар­мо­ния ста­но­вит­ся пе­чаль­ной (mesta)» («Ос­но­вы гар­мо­ни­ки», III.31)] лег­ли в ос­но­ву многих позд­ней­ших ху­дожественных и бы­то­вых ин­тер­пре­та­ций ма­жо­ра и ми­но­ра. В уче­нии о ла­де Ц. в це­лом дер­жал­ся тео­рии мо­но­ди­че­ских цер­ков­ных ла­дов, для ко­то­рых ус­та­но­вил 12 различных ок­тав­ных зву­ко­ря­дов. При этом, ори­ен­ти­ру­ясь на со­вре­мен­ную ему му­зы­ку, он при­зна­вал, что в ос­но­ве од­них ла­дов ле­жит ма­лая тер­ция, дру­гих ла­дов – боль­шая; кро­ме то­го, он из­ме­нил ста­рый по­ря­док ла­дов, ус­та­но­вив в ка­че­ст­ве «пер­во­го ла­да» (primo modo) зву­ко­ряд от C (до). (В от­ли­чие от Г. Гла­реа­на, Ц. не ис­поль­зо­вал греческие на­зва­ния ла­дов, про­из­вод­ные от эт­но­ни­мов.) В уче­нии о музыкальной ком­по­зи­ции осо­бое вни­ма­ние уде­лял кон­тра­пунк­ту: дал его раз­вёр­ну­тое оп­ре­де­ле­ние (там же, III.1) и раз­ра­бо­тал свод пра­вил стро­го­го сти­ля (вклю­чая сис­те­ма­ти­ку ка­ден­ций и за­прет па­рал­лель­ных квинт и ок­тав). Тео­рия му­зы­ки Ц. ока­за­ла влия­ние на всю западноев­ропейскую музыкальную нау­ку и ди­дак­ти­ку.

4–6-го­лос­ные мо­те­ты и 5-го­лос­ные мад­ри­га­лы Ц. на­пи­сал в кон­сер­ва­тив­ной ими­та­ци­он­но-по­ли­фо­ни­че­ской тех­ни­ке, с ог­ра­ни­чен­ным ис­поль­зо­ва­ни­ем хро­ма­ти­ки и приё­мов ри­то­ри­ки му­зы­каль­ной.

Лит.: Riemann H. Zarlino als harmonischer Dualist // Monatshefte für Musikgeschichte. 1880. Bd 12; Dahlhaus C. War Zarlino Dua­list? // Musikforschung. 1957. Bd 10; Wiering F. The language of the modes: Studies in the his­tory of polyphonic modality. N. Y., 2001; Хо­ло­пов Ю. Н., По­спе­ло­ва Р. Л. Тео­рия му­зы­ки вре­ме­ни Па­ле­ст­ри­ны: О трак­та­те Дж. Цар­ли­но «Ус­та­нов­ле­ния гар­мо­нии» // Рус­ская кни­га о Па­ле­ст­ри­не. М., 2002.

Вернуться к началу