Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХЕ́ЙФЕЦ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 18

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Я. Хейфец. Обложка грампластинки.

ХЕ́ЙФЕЦ (Heifetz) Яша [Ио­сиф Ро­бер­то­вич (Ру­ви­мо­вич)] [20.1(2.2).1901, Виль­на, ны­не Виль­нюс – 10.12.1987, Лос-Ан­дже­лес], амер. скри­пач, один из круп­ней­ших скри­па­чей 20 в. В дет­ст­ве учил­ся у от­ца, за­тем в 1905–09 у Э. Я. Мал­ки­на в Виль­не. С 1910 за­ни­мал­ся в С.-Пе­терб. конс. у И. Р. Нал­бан­дя­на, за­тем у Л. С. Ау­эра. В 1911 де­бю­ти­ро­вал в С.-Пе­тер­бур­ге (кон­церт Ф. Мен­дель­со­на под упр. А. К. Гла­зу­но­ва). На­ча­ло ми­ро­вой сла­ве Х. по­ло­жи­ли кон­цер­ты 1912 в Бер­ли­не, где он вы­сту­пал с Бер­лин­ским фи­лар­мо­нич. ор­ке­ст­ром. В 1912–13 га­ст­ро­ли­ро­вал в Гам­бур­ге, Пра­ге, Лейп­ци­ге, Ве­не, С.-Пе­тер­бур­ге и др., в 1916 в со­ста­ве клас­са Ау­эра – в стра­нах Скан­ди­на­вии. В 1917 по­се­лил­ся в США (гра­ж­дан­ст­во с 1925). По­сле ус­пеш­но­го де­бю­та в Кар­не­ги-хол­ле (27.10.1917) со­вер­шил тур­не по США, за­тем по др. стра­нам. Вы­сту­пал в Ве­ли­ко­бри­та­нии (в 1920 впер­вые в лон­дон­ском Куинс-хол­ле), Ав­ст­ра­лии (1921), стра­нах Вост. Азии (1923), Па­ле­сти­не (1926), в 1934 дал 6 кон­цер­тов в Мо­ск­ве и Ле­нин­гра­де. Мно­го вы­сту­пал и как ан­самб­лист – с Ар­ту­ром Ру­бин­штей­ном, в трио с Г. П. Пя­ти­гор­ским и У. Прим­ро­зом. С кон. 1940-х гг. га­ст­ро­ли­ро­вал мень­ше, с сер. 1960-х гг. – ред­ко, в т. ч. в 1967 – в Из­раи­ле. Х. вла­дел об­шир­ным ре­пер­туа­ром от И. С. Ба­ха до совр. ком­по­зи­то­ров, сре­ди выс­ших ар­ти­стич. до­сти­же­ний – кон­цер­ты И. Брам­са, Я. Си­бе­лиу­са; для не­го бы­ли на­пи­са­ны: Кон­церт М. Кас­тель­нуо­во-Те­де­ско (впер­вые ис­пол­нен Х. в 1933 с Нью-Йорк­ским фи­лар­мо­нич. ор­ке­ст­ром под упр. А. Тос­ка­ни­ни) и его же фан­та­зия на те­мы опе­ры «Се­виль­ский ци­рюль­ник» Дж. Рос­си­ни, кон­церт У. Уол­то­на (впер­вые ис­пол­нен Х. в 1939), фан­та­зия Ф. Вакс­ма­на на те­мы опе­ры «Кар­мен» Ж. Би­зе, и др. Для Х. ха­рак­тер­на ис­клю­чи­тель­ная по раз­но­сто­рон­но­сти скри­пич­ная тех­ни­ка, склон­ность к очень бы­ст­рым тем­пам. Со­хра­ни­лось мно­же­ст­во зву­ко­за­пи­сей. С 1962 пре­по­да­вал в Ун-те Юж. Ка­ли­фор­нии (Лос-Анд­же­лес), с 1975 ру­ко­во­дил ф-том му­зы­ки. Сре­ди не­мно­го­числ. уче­ни­ков – Э. Фрид­ман. Ав­тор мн. транс­крип­ций для скрип­ки и фп., ка­ден­ций к кон­цер­там Брам­са и В. А. Мо­цар­та (KV 218, D-dur).

Лит.: Раа­бен Л. Я. Хей­фец // Жизнь за­ме­ча­тель­ных скри­па­чей. M.; Л., 1967; Hartnack J. W. Grosse Geiger unserer Zeit. Z., 1993.

Вернуться к началу