Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭКС-АН-ПРОВАНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2017 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

ЭКС-АН-ПРОВА́НСКИЙ ФЕСТИВА́ЛЬ (официальное название Festival international d’art lyrique d’Aix-en-Provence  Международный Экс-ан-Прованский оперный фестиваль), фестиваль академической музыки, один из самых авторитетных в мире. Проводится в Экс-ан-Провансе (департамент Буш-дю-Рон, Франция) с 1948 ежегодно, летом. Открыт постановкой оперы «Так поступают все» В. А. Моцарта (сценография Ж. Вакевича). Главная театральная сцена фестиваля – площадка под открытым небом на территории бывшего епископского дворца (Théâtre de l’Archevêché). Часть фестивальных мероприятий проходит в кафедральном соборе Сен-Совёр (Христа Спасителя), Большом театре Прованса (Grand Théâtre de Provence; открыт в 2007), театре «Жё де Пом» (Théâtre du Jeu de Paume), концертном зале консерватории, на двух городских площадях и др. До нач. 1970-х гг. акцент в фестивальных программах был на операх Моцарта (например, в 1949 с большим успехом была поставлена опера «Дон Жуан», сценография Кассандра). C 1974 в репертуаре начали появляться итальянские оперы (В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Россини), с 1982, наряду с классико-романтическими, всё более активно ставятся барочные оперы (Г. Ф. Гендель, А. Кампра, Ж. Б. Люлли, К. Монтеверди, Г. Пёрселл, Ж. Ф. Рамо и др.), а также (изредка) современные: так, осуществлены мировые премьеры опер «Балкон» П. Этвёша (2002) и «Жюли» Ф. Бусманса (2005). Режиссёрами оперных постановок выступали П. Брук, Р. Карсен, П. Селларс, П. Шеро. Музыкальное руководство оперными спектаклями осуществляли дирижёры К. Аббадо, С. Реттл, Х. Росбауд, Э. П. Салонен, Т. Сохиев, Д. Хардинг. Спектакли сопровождали Берлинский филармонический оркестр, лондонский оркестр «Филармония», Лондонский симфонический оркестр, Парижский оркестр, Малеровский камерный оркестр. В постановках барочных опер и в концертах барочной музыки были заняты оркестры, представляющие аутентичное исполнительство: «Английские солисты барокко» под руководством Дж. Э. Гардинера, Берлинская академия старинной музыки (с Р. Якобсом), «Музыканты Лувра» (с М. Минковским), Фрайбургский барочный оркестр , «Лирические дарования» под руководством К. Руссе, и др.

С последней четверти 20 в. фестиваль постепенно терял оперную специализацию, в нач. 21 в. стал универсальным: значительное место в его программах ныне отводится кантатно-ораториальной, оркестровой и камерной инструментальной музыке, а также сольным концертам певцов (в т. ч. изредка – неакадемических; например, в 1975 в фестивале участвовала Э. Фицджералд).

Лит.: Gueullette A. Le Festival d’Aix-en-Provence. Histoire, mythologie, divas, renseignements pratiques. P., 1989.

Вернуться к началу