Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШЕЛЬСИ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2017 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Стеклова

ШЕ́ЛЬСИ (Scelsi) Джачинто (8.1.1905, Специя – 9.8.1988, Рим), итальянский композитор и литератор. Из аристократической семьи д’Аяла Вальва. Систематического музыкального образования не получил. Достоверные биографические данные скудны. В 1934–37 в Вене изучал додекафонию у В. Кляйна (композитор круга А. Шёнберга и А. Берга). Учредил фонд поддержки современного искусства «Рим – Нью-Йорк» (1957–61), сыгравший важную роль в распространении в Италии американского визуального искусства (Р. Дибенкорн, Дж. Поллок, М. Тоби, С. Фрэнсис и др.).

В ранний период творчества экспериментировал с неоклассицизмом, додекафонией, пантональностью («Ротационная машина», 4 версии для разных составов, 1930; Cтрунный квартет № 1, 1944; кантата «Рождение слова», 1948). С 1950-х гг., под влиянием буддизма, нада-йоги (йога звука) и др. восточных учений, идей Р. Штайнера о переживании отдельного музыкального тона как мелодии, концепции «плеромы звука» американского композитора и астролога Д. Радьяра, стал отходить от традиционных европейских представлений о форме и гармонии в направлении интуитивного осознания «глубины звука» (акустической взаимозависимости всех музыкальных параметров) и музыки «одной ноты». В числе первых попыток – «Три этюда для кларнета-пикколо» (1954), «Дитомия» (1956) и «Трифон» (1957) для виолончели соло. Под музыкой «одной ноты» понимал фиксирование материала в предельно узком диапазоне, но с очень развитой его дифференциацией во времени и микровариациями: использование различных приёмов игры (вибрато, фруллато, тремоло, глиссандо и др.), артикуляции, орнаментики, средств микрохроматики (включая «инфрахроматическое» глиссандо), динамики, изменение плотности фактуры и особенно преобразования тембра (последнее – радикально переосмысленная шёнберговская «тембровая мелодия» – нем. Klangfarbenmelodie). Наиболее известны «Четыре пьесы (каждая на одну ноту)» для камерного оркестра (1959) и др. оркестровые сочинения: «Hurqualia» (1960), «Aion» (1961), «Hymnos» (1963), в т. ч. с участием хора «Uaxuctum» (1961), «Konx-Om-Pax» (1969) и «Pfhat» (1974). В произведениях с наиболее развитой формой практиковал постепенное движение этого диапазона по определённой траектории: Струнный квартет № 4 (1964), «Anahit» («лирическая поэма Венере») для скрипки и 18 инструментов (1965).  В остальных случаях форма сводится к многочастной структуре, каждая из частей строится на своём основном тоне или кластере.

На протяжении жизни Ш. пользовался услугами композиторов-профессионалов. Известно о его сотрудничестве с В. Кляйном (1930–40-е гг.), Р. Владом (1946–47), В. Тозатти (1947 – нач. 1970-х гг.) и ассистировавших последнему С. Кафаро (транскрипция фортепианных импровизаций Ш., 1955–56) и Р. Филиппини (с 1970). Ш. предоставлял им словесные инструкции и магнитофонные записи своих импровизаций (часто с многократным наложением и др. эффектами; сохранилось св. 600 записей). Записи Ш. разных лет: на фортепиано, гитаре, неевропейских (предположительно тибетских) инструментах, с 1957 преимущественно на ондиоле (итальянская версия клавиолина – прообраза одноголосного аналогового синтезатора с некоторыми возможностями модификации звука). Участия в записи нотного текста и дальнейшей его редакции Ш. не принимал. Наибольший вклад в создание изощрённых в своей детализации партитур Ш. внёс В. Тозатти (1920–99), композитор неоклассического толка, которым были специально разработаны оригинальные решения в области нотации (например, запись струнных инструментов с отдельными нотоносцами для каждой струны) и инструментовки (например, аккорды из 99 звуков в «Konx-Om-Pax»). В процессе сочинения Ш. также сотрудничал непосредственно с исполнителями: японской певицей М. Хираяма (в результате руководимых им сеансов импровизации создан цикл «Песни козерога» для сопрано с использованием гонга, саксофона, ударных, контрабаса, блок-флейты и электроники; транскрипция Тозатти и Филиппини, 1972), американской виолончелисткой Ф. М. Уитти (версия «Ko-Tha» для изобретённой ею 6-струнной виолончели, 1978; оригинальная версия – «для гитары как ударного инструмента», 1962). Уитти после смерти Ш. занималась каталогизацией и оцифровыванием архива записей его импровизаций.

Музыкальные «интуиции» Ш. в реализации В. Тозатти оказались близки поискам Д. Лигети и Ф. Церхи периода 1960-х гг. Они были высоко оценены музыкантами из «Нового консонанса» («Nuova Consonanza»; группа музыкантов  композиторов и исполнителей, занимавшаяся пропагандой авангардной музыки; основана Ф. Эванджелисти в Риме в 1959, существовала до 1980), а также авторами спектральной музыки (Ж. Гризе, Т. Мюрай, Г. Радулеску) – направления, провозвестником которого считается Ш.

Автор 4 сборников верлибров (в основном на французском языке).

Лит. соч.: Die Magie des Klangs. Gesammelte Schriften / Hrsg. von F. Jaecker. Köln, 2013. Bd 1-2; [В книгах:] L’homme du son. Arles, 2006; Les anges sont ailleurs…  Arles, 2006; Il sogno 101. Arles, 2009.

Лит.: Jaecker F. „Der Dilettant und die Profis“: Scelsi, Tosatti Co // MusikTexte. 2005. Heft 104; Giacinto Scelsi aujourd’hui / Sous la direction de P.-A. Castanet. P., 2008; Акопян Л. О. Джачинто Шельси // Искусство музыки: теория и история. 2011. № 1-2; Music as dream: Essays on Giacinto Scelsi / Ed. by F. Sciannameo, A. C. Pellegrini. Lanham, 2013.   

Вернуться к началу