Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХЕРРМАН

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2017 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. С. Лебедева

ХЕ́РРМАН Бернард (Herrmann; настоящие имя и фамилия Макс Херман, Herman) (29.6.1911, Нью-Йорк – 24.12.1975, Лос-Анджелес), американский композитор и дирижёр. Из зажиточной еврейской семьи эмигрантов из России, в детстве обучался игре на скрипке. Учился в Нью-Йоркском университете по классам композиции и дирижирования, в 1932–33 прослушал там курс композиции и оркестровки П. Грейнджера (университет не окончил), с 1930 недолго учился в Джульярдской школе (класс композиции Б. Вагенара). В 1933 в Нью-Йорке организовал Новый камерный оркестр (англ. New Chamber Orchestra) из безработных музыкантов, в репертуар которого, помимо сочинений самого Х., входили сочинения его друга Ч. Айвза, а также Э. Элгара и др. английских композиторов. В 1936–40 сочинял музыку к радиопостановкам, в т. ч. О. Уэллса, с которым также сотрудничал в фильмах «Гражданин Кейн» («Citizen Kane», 1941) и «Великолепные Эмберсоны» («The magnificent Ambersons», 1942). В 1940–51 дирижировал Симфоническим оркестром CBS, с которым в прямом эфире исполнял собственную музыку и произведения других современных ему композиторов, в т. ч. Симфонию № 3 Дж. Ф. Малипьеро (1945) и Симфонию № 3 Ч. Айвза (1946). В 1943 дирижировал Нью-Йоркским филармоническим оркестром в Карнеги-холле; выступал также с другими оркестрами США и Европы. С 1955 в течение 12 лет плодотворно сотрудничал как кинокомпозитор с А. Хичкоком в фильмах: «Неприятности с Гарри» (1955), «Человек, который слишком много знал», «Не тот человек» (оба 1956), «Головокружение» (1958), «К северу через северо-запад» (1959), «Психо» (1960), «Марни» (1964) и др. Также работал с режиссёрами Ф. Трюффо («451° по Фаренгейту», 1966; «Невеста была в чёрном», 1968), Б. де Пальмой [«Сёстры», 1973; «Наваждение» («Obsession»), 1976], М. Скорсезе («Таксист», 1976). В отличие от многих кинокомпозиторов своего поколения, Х. не пользовался услугами штатных голливудских аранжировщиков и оркестровал свою музыку сам, эффектно применяя необычный инструментарий: терменвокс и электрифицированную скрипку [«День, когда остановилась Земля» («The day the Earth stood still»), 1951, режиссёр Р. Уайз], 5 органов («Путешествие к центру Земли», 1959, режиссёр Г. Левин), виоль д’амур («На опасной земле», 1951, режиссёр Н. Рей). Среди сочинений в академических жанрах: опера «Грозовой перевал» («Wuthering heights», по роману Э. Бронте, 1951, поставлена в Портленде, 1982), телемюзикл «Рождественская песня» (по одноимённой повести Ч. Диккенса, телеканал CBS, 1954), кантата «Моби Дик» (1938); для оркестра – Вариации на темы спиричуэл «Deep river» и народной песни «Water boy» (1933), Симфония (1941), элегия «Павшим» («For the fallen», 1943; посвящена жертвам 2-й мировой войны), сюиты из киномузыки. Премия «Оскар» (1941, в номинации «лучшая музыка»).

Музыка Х., вошедшая в «золотой фонд» американской массовой культуры, широко используется в кино, рекламе, на радио и телевидении США. Так, тема из психологического триллера «Расшатанные нервы» («Twisted nerve», 1968, режиссёр Р. Боултинг) звучит в фильме К. Тарантино «Убить Билла» (2003), тема любви из фильма «Головокружение» – в фильме М. Хазанавичуса «Артист» (2011). Музыка сцены убийства из ф. «Психо» – цепь резких диссонансов, захватывающих всё более широкий диапазон, вплоть до кластера, оркестрованная для смычковых инструментов, играющих приёмом martelé (с немузыкальным призвуком), во времена Х. была символом «страшной» киномузыки, однако спустя годы стала трактоваться в пародийном ключе (как в популярном американском телесериале «Друзья», сезон 5, эпизод 8; 1998).

Лит.: Smith S. C. A heart at fire's center: The life and music of Bernard Herrmann. Berk.; Los Ang., 2002.

Вернуться к началу