Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НЁРГОР

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2017 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Стеклова

НЁРГОР (Nørgård) Пер (р. 13.7.1932, Гентофте, Столичный регион), датский композитор и музыкальный критик. Один из крупнейших композиторов Скандинавии 2‑й пол. 20 в. В 1955 окончил Датскую королевскую консерваторию по классу композиции В. Хольмбу, в 1956–57 стажировался у Н. Буланже в Париже. В 1958–62 публиковал музыкально-критические статьи в газете «Politiken». Преподавал композицию в Фюнской (1958–61), Датской королевской (1960–65) и Ютландской (1965–95, профессор) консерваториях, в 1970 выступал с лекциями по теории композиции в Калифорнии (США). Председатель Общества молодых музыкантов (с 1965), член (с 1965) и председатель (1983–86) музыкального комитета при Национальном фонде искусств, возглавлял Представительный комитет Национального музыкального совета Дании (1971–75).

В годы формирования композитор испытал влияние В. Хольмбу и Я. Сибелиуса  (кончерто гроссо «Констелляции», 1958). В 1960-е гг. выработал предвосхитившую идеи фрактальной геометрии оригинальную технику развития мелодии как «бесконечного ряда» из элементарной ячейки путём многократных повторений (итераций) с проекциями заложенных в ячейке интервалов и их обращений. Этот метод позволял, по мысли автора, при постепенном расширении охватываемого мелодией диапазона сохранять свойства инвариантности к масштабу и самоподобие тематического материала на всём протяжении произведения. Техника использована в оркестровых сочинениях «Iris» и «Luna» (1967), Симфонии № 2 (1970), фортепианной пьесе «Grooving» (1968). В сочинении для оркестра «Путь за золотую завесу» (1969) материал был впервые полностью построен на «бесконечном ряде» на протяжённом временнóм отрезке. Это сочинение приобрело широкую известность в скандинавских странах, а сам ряд, использованный в нём, включён в «Энциклопедию целочисленных последовательностей» (создана Н. Слоуном, публикуется в США с 1973). В работах кон. 1960-х гг. Н. выступил как предтеча спектральной музыки. В последующие годы он развил идею «бесконечного ряда» до «иерархической музыки», распространив её также на формализацию ритма (с опорой на принцип золотого сечения и последовательности чисел Фибоначчи) и гармонии:  опера «Гильгамеш» (Орхус, 1973), «Libra» для тенора, гитары, 2 смешанных хоров и 2 вибрафонов (1973), «Пой о садах, моё сердце» для хора (на сонет Р. М. Рильке, 1974), «Сумерки» для оркестра (1977). Этот творческий метод получил наиболее полное выражение в Симфонии № 3 (1975; в 2006 включена в «Датский культурный канон») и опере-балете «Сиддхартха» (Стокгольм, 1983).

В кон. 1970-х гг. Н. испытал сильное влияние швейцарского художника А. Вёльфли – крупного представителя ар брют. Оно сказалось в отказе от сложноорганизованного порядка в пользу фрагментарности как принципа «хаотической» структуры, контрастности материала и импровизационности: опера «Божественный сад Тиволи» (нем. «Der göttliche Tivoli», либретто Н. по текстам Вёльфли; Орхус, 1983), Симфония № 4 (1981), «И цзин» для ударных (1982). В сер. 1980-х гг. обратился к жанру инструментального концерта: виолончельный «Между» (1985), альтовый «Помня ребёнка [в себе]» (1986), скрипичный «Светлая ночь» (1987). В концертах, а также в других работах этого периода – Cтрунном квартете № 6 (1986), Симфонии № 5 (1990) вернулся к развитию техники «бесконечного ряда», придя к т. н. тональным озёрам (комплексы из 4 «бесконечных рядов», с исходной ячейкой из 3 звуков, которые разрабатываются в формах, аналогичных формам серии в додекафонии). В дальнейшем стремился к синтезу «иерархической музыки», некоторых принципов позднейшего «хаотического» периода с новаторским переосмыслением ритма (Симфония № 6, 1999; «Terrains vagues» для оркестра, 2000).

Автор 6 опер, кроме названных – «Лабиринт» (Копенгаген, 1967), «Ночь человечества» (франц. «Nuit des hommes», по Г. Аполлинеру; там же, 1996), «Орфей. Бесконечная песнь» (1988, не поставлена), телебалета «Юноша должен жениться» (франц. «Le jeune homme á marier», по Э. Ионеско, 1965), 8 симфоний, 10 струнных квартетов, киномузыки (в т. ч. к фильму «Пир Бабетты», 1987, режиссёр Г. Аксель), органных произведений (Концертная партита, 1958; Канон, 1971; «Трепартита», 1988).

Премия Эрнста фон Сименса (2016).

Соч.: Tilbageblik - Undervejs  (Artikler 1956–2009). København, 2009.

Лит.: The music of Per Nørgård: Fourteen interpretative essays. Vermont, 1996; Thomsen L. Unendlicher Empfang: Per Nørgård und seine Musik. København, 2000; Jensen J. I. Mangfoldighedsmusik: omkring Per Nørgård. København, 2002.

Вернуться к началу