Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЕРВАЛЬД

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2017 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. С. Лебедева

БЕ́РВАЛЬД (Berwald) Франц (23.7.1796, Стокгольм  3.4.1868, там же), шведский композитор и скрипач. Крупнейший представитель династии музыкантов, часть которых служила при российском императорском дворе, среди них – его двоюродный брат Йохан Фредрик Бервальд (1787–1861; посвятил Александру I три струнных квартета op. 2). Игре на скрипке обучался у отца, с 1805 выступал публично (в Стокгольме, Вестеросе, Уппсале). В 1812–28 (с перерывами) скрипач и альтист оркестра Королевской капеллы, в его составе гастролировал в России и др. В 1819–20 издавал свой «Journal de musique». Первое сочинение – Тема и вариации B-dur для скрипки с оркестром (1816). С 1829 жил в Германии, в 1841–42 – в Вене, где его музыка была воспринята с энтузиазмом. Воодушевлённый успехом, Б. в 1842 вернулся в Стокгольм и в короткий период сочинил 4 симфонии. С 1846 вновь в Вене. В 1849 возвратился в Швецию. С 1860 член Концертного общества в Стокгольме (Stockholms Konsertföreningen). Занятия музыкой не могли обеспечить Б., поэтому он в разные годы работал ортопедом (в 1835 основал в Берлине ортопедический институт и до 1841 возглавлял его), с 1849 директором стекольного завода в провинции Онгерманланд (на севере Швеции) и др.

Стиль полностью сформировался в симфониях: № 1 «Sinfonie sérieuse» (1842), № 2 «Sinfonie capricieuse» (1842), № 3 «Sinfonie singulière» («Странная»; 1845), № 4 «Sinfonie naïve» (1845). Романтический в своей основе, по «нордической» сдержанности он ближе ранним представителям немецкого романтизма (прежде всего Ф. Шуберту), чем чувственной патетике его современников – Р. Шумана и Ф. Мендельсона. В гармонии Б. много ярких находок (особенно характерны мягкие диссонансы, образующиеся благодаря такому приёму гармонической техники, как педаль в средних голосах фактуры; например, в I части 3-й симфонии), однако красочность никогда не становится самоцелью. Строго контролируется и оркестровка, сохраняющая прозрачность даже в тутти. Разработка тематического материала с использованием имитационной полифонии хорошо сбалансирована с разделами формы, выдержанными в простой гомофонной фактуре (например, в III части – Stretto – 1-й симфонии). Творчество Б. при его жизни не было оценено по достоинству; так, из его симфоний была исполнена лишь 1-я. В 1862 на сцене Королевской оперы в Стокгольме была поставлена его опера «Эстрелла де Сориа», но долго в репертуаре театра не продержалась, а опера «Королева Голконды» («Drottningen av Golconda»), завершённая в 1864, поставлена лишь в 1968. Среди других сочинений: кантаты, серенады и хоры, в т. ч. шведская солдатская песня «Победа Карла XII под Нарвой» («Konung Karl XIIs seger vid Narva», 1845), «Скандинавские фантастические картины» («Nordiska fantasibilder», 1846), обработки для хора с оркестром хоралов старых мастеров, концерты для скрипки и фортепиано, оркестровые пьесы с программными заголовками «Игра эльфов» («Elfenspiel», 1841), «Воспоминания о норвежских Альпах» («Erinnerung an die norwegischen Alpen», 1842), камерная инструментальная и вокальная музыка. Целый ряд сочинений Б. утерян.

Со 2-й пол. 20 в. музыка Б. постепенно стала исполняться на Западе и к началу 21 в. стала частью регулярного оркестрового репертуара. Все его симфонии исполняли и записывали Н. Ярви и Т. Даусгор, к ним обращались также И. Маркевич, С. Челибидаке, Х. Шмидт-Иссерштедт, Э. П. Салонен.

Лит.: Layton R. Franz Berwald. L., 1959; glund J. L. Franz Berwald: tonsättare, ortoped, glasbruksdisponent: ett liv  en konst. Stockholm, 1996.

Вернуться к началу