Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СКО́ФИЛД

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2016 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Романчиков

СКО́ФИЛД (Scofield) Джон (р. 26.12.1951, Дейтон, штат Огайо), американский джазовый гитарист и композитор. В 1970–73 обучался в Беркли музыкальном колледже (образование не завершил). Первым успехом  в музыкальной карьере С. обязан Дж. Маллигану и Чету Бейкеру, с которыми в 1974 выступил в Карнеги-холле (альбом «Carnegie Hall Concert»). В дальнейшем играл в ансамблях Б. Кобэма (альбом «A Funky Thide of Sings», 1975) и Ч. Мингуса («Three or Four Shades of Blues», 1977) и др. коллективах. В 1977 сформировал собственную группу и гастролировал с ней по Европе; в том же году выпустил первый сольный альбом «John Scofield Live» (в 1987 перевыпущен в США под названием «East Meets West»). В 1-й пол. 1980-х гг. выступал и записывался с ансамблем М. Дейвиса (альбомы «Star People», 1983, «You're under Arrest», 1985), испытал влияние его позднего экспериментального стиля. В 1986 выступал с пианистом М. Тайнером (который известен своим сотрудничеством с Дж. Колтрейном). С. участвовал в записи нескольких альбомов Г. Бёртона (например, «Times Like These», 1988). В 1990-х гг. сотрудничал  со многими известными музыкантами: Дж. Деджонеттом (альбом «Music for the Fifth World», 1993), П. Метени («I Can See Your House from Here», 1994), Х. Хэнкоком («The New Standard», 1996). В качестве лидера или участника разных групп постоянно участвовал в Джазовом фестивале в Монтрё (1975–2016), престижном фестивале в Монреале (1987–2015) и др. Неоднократно гастролировал в России, в 2003 впервые – в Москве.

Наиболее известны альбомы С. «Still Warm» (1985), «Blue Matter» (1986) и «Loud Jazz» (1987) в стиле фьюжн. Для его зрелого стиля характерны: гитарный тембр с использованием эффекта дисторшн (обычный для рок-гитаристов), жёсткая ритмическая основа с басовым остинато (иногда с явным влиянием стиля фанк). Вместе с тем положенные в основу остинатной модели сложные рисунки и рифы (как в основной теме композиции «Loud Jazz») и особенно изысканная гармония (расширенная тональность с квартаккордами, терцовыми аккордами с добавленными тонами и другими экзотическими созвучиями, намеренное избегание привычных для слуха функциональных связей (как в пьесах «Rule of Thumb», «Blue matter», «Signature of Venus») позволяют С. сохранять баланс между тривиальностью и «авангардной» сложностью. В последних альбомах – «54» (с джаз-оркестром «Метрополь» под управлением В. Мендосы, 2010), «Past Present» (2015), «Country for Old Men» (2016) – оставил эксперименты и обратился к «облегчённому» джазу с элементами латиноамериканской популярной музыки и стиля кантри.

Премия «Грэмми» в номинации «Лучший джазовый инструментальный альбом» (2016).

Вернуться к началу