Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАРИИ́НСКИЙ ТЕА́ТР

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2016 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. С. Галкин (Балет)
Мариинский театр.

МАРИИ́НСКИЙ ТЕА́ТР го­су­дар­ст­вен­ный ака­де­ми­че­ский, те­атр опе­ры и ба­ле­та, один из ста­рей­ших те­ат­ров Рос­сии (Санкт-Пе­тер­бург). На­зван в 1860 в честь императрицы Ма­рии Алек­сан­д­ров­ны – суп­ру­ги императора Алек­сан­д­ра II. До Февральской ре­во­лю­ции 1917 вхо­дил в сис­те­му им­пе­ра­тор­ских те­ат­ров. Пра­ви­тель­ст­вен­ным дек­ре­том от 9.11.1917 объ­яв­лен го­су­дар­ст­вен­ным, в 1918 пе­ре­дан в ве­де­ние Нар­ком­про­са. С 1920 Государственный ака­де­мический те­атр опе­ры и ба­ле­та, с 1935 Ле­нинградский ака­де­мический те­атр опе­ры и ба­ле­та им. С. М. Ки­ро­ва. С 1992 вновь Ма­ри­ин­ский те­атр.

Ис­то­рия М. т. вос­хо­дит к при­двор­ным музыкальным спек­так­лям французских (с 1720-х гг.) и итальянских (с 1730-х гг.) трупп. В 1736 «Италь­ян­ская ком­па­ния» по­ка­за­ла пер­вую в Рос­сии опе­ру-се­риа – «Си­ла люб­ви и не­на­вис­ти» Ф. Арайи. По­сте­пен­но в «Италь­ян­скую ком­па­нию» ста­ли про­ни­кать отечественные ис­пол­ни­те­ли. Профессиональные тан­цов­щи­ки и тан­цов­щи­цы поя­ви­лись по­сле уч­ре­ж­де­ния императрицей Ан­ной Ива­нов­ной в 1738 тан­це­валь­ной шко­лы (см. Ака­де­мия рус­ско­го ба­ле­та) под руководством Ж. Б. Лан­де. В 1783 от­крыл­ся Боль­шой (Ка­мен­ный) те­атр (зда­ние по­строе­но в 1775–83, архитектор А. Ри­наль­ди, на мес­те ны­неш­ней С.-Пе­тербугской кон­сер­ва­то­рии); ука­зом императрицы Ека­те­ри­ны II ор­га­ни­зо­ва­на труп­па «не для од­них ко­ме­дий и тра­ге­дий, но и для опе­ры», 1-я по­ста­нов­ка – ко­мическая опе­ра «Лун­ный мир» Дж. Паи­зи­ел­ло (1783, итальянская труп­па). В 1803 опер­ная и ба­лет­ная труп­пы от­де­ли­лись от дра­ма­ти­че­ской. В 1836 им от­да­но за­но­во от­стро­ен­ное зда­ние Боль­шо­го (Ка­мен­но­го) те­ат­ра (архитектор А. Ка­вос); сезон от­кры­лся пер­вой по­ста­нов­кой опе­ры «Жизнь за ца­ря» М. И. Глин­ки. До 1860 на этой сце­не ста­ви­лись спек­так­ли Итальянской опер­ной труп­пы; Русская опер­ная труп­па с 1845 ра­бо­та­ла на императорской сце­не в Мо­ск­ве, с 1854 – в Санкт-Пе­тер­бур­ге на сце­не Те­ат­ра-цир­ка (по­стро­ен в 1847–49, архитектор Ка­вос) на бе­ре­гу Крю­ко­ва ка­на­ла.

Мариинский театр. Зрительный зал и сцена.

По­сле по­жа­ра 1859 зда­ние Те­ат­ра-цир­ка ре­кон­ст­руи­ро­ва­но тем же ар­хи­тек­то­ром; от­кры­то под названием «Мариинский театр» в 1860 опе­рой «Жизнь за ца­ря» М. И. Глин­ки. При пе­ре­строй­ке уси­ле­на слож­ная объ­ём­ная ком­по­зи­ция зда­ния, фа­са­ды в рус­ле эк­лек­тиз­ма со­хра­ни­ли го­ри­зон­таль­ные чле­не­ния и оформ­ле­ние по­этаж­ным ор­де­ром, зри­тель­но­му за­лу при­да­на под­ко­во­об­раз­ная фор­ма. Так­же уст­рое­ны до­пол­нительные вес­ти­бю­ли и фойе (для цар­ской ло­жи и др.), рас­ши­ре­но фойе для пуб­ли­ки. То­гда же зри­тель­ный зал по­лу­чил современное оформ­ле­ние с бо­га­тым скульп­тур­ным и жи­во­пис­ным де­ко­ром (в т. ч. пла­фон художника Э. Фран­чио­ли по эс­ки­зам К. Ду­зи). В 1885 про­ве­де­на сле­дую­щая ре­кон­ст­рук­ция зда­ния (архитектор В. А. Шрётер; к ле­во­му кры­лу при­стро­ен 3-этаж­ный кор­пус под­соб­ных по­ме­ще­ний). В 1894 зда­ние вновь пе­ре­строе­но Шрё­те­ром: главный фа­сад оформ­лен ко­лос­саль­ным ор­де­ром, де­кор экс­терь­е­ра зда­ния стал бо­лее дроб­ным, уве­ли­че­но про­стран­ст­во фойе и уст­рое­ны но­вые ле­ст­ни­цы, главное фойе и па­рад­ные ле­ст­ни­цы по­лу­чи­ли со­хра­нив­шее­ся до на­ших дней оформ­ле­ние, де­ревянные пе­ре­кры­тия и кир­пич­ные сво­ды бы­ли за­ме­не­ны ме­тал­лическими и бе­тон­ны­ми кон­ст­рук­ция­ми и т. д. В 1914 А. Я. Го­ло­вин соз­дал сце­ни­че­ский за­на­вес (ре­с­тав­ри­ро­ван в 1952 С. Б. Вир­салад­зе). Зда­ние по­стра­да­ло во вре­мя Великой Отечественной вой­ны, ре­кон­ст­руи­ро­ва­но в 1943–44. В 1966–67 при­строе­ны но­вые кор­пу­са, уст­рое­ны но­вые ре­пе­ти­ци­он­ные за­лы и ма­лая сце­на (архитектор С. М. Гель­фер). С нач. 2000-х гг. ве­дёт­ся строи­тель­ст­во зда­ния вто­рой сце­ны М. т. В ре­кон­ст­руи­ро­ван­ном зда­нии Де­ко­ра­ци­он­но­го ма­га­зи­на и за­ла бывшей Ди­рек­ции императорских те­ат­ров (1900, архитектор Шрё­тер) от­крыт кон­церт­ный зал М. т. (2004–06, архитектор К. Фабр).

Опера

В кон. 18 – нач. 19 вв. ос­но­ву ре­пер­туа­ра со­став­ля­ли опе­ры французских (Ф. Бу­аль­дьё, А. Грет­ри, П. А. Мон­си­ньи и др.) и итальянских (Дж. Паи­зи­ел­ло, Дж. Сар­ти, Д. Чи­ма­ро­за и др.) ком­по­зи­то­ров, ста­ви­лись пер­вые про­из­ве­де­ния русских ком­по­зи­то­ров – M. M. Со­ко­лов­ско­го, Е. И. Фо­ми­на, В. А. Паш­ке­ви­ча, позд­нее С. И. Да­вы­до­ва и др. В 1803–40 опер­ную труп­пу воз­глав­лял К. А. Ка­вос, ав­тор многих опер, по­став­лен­ных на сце­не те­ат­ра, сре­ди них – «Иван Су­са­нин» (1815). В эти го­ды осу­ще­ст­в­ле­ны пер­вые на русской сце­не по­ста­нов­ки опер «Вол­шеб­ная флей­та» В. А. Мо­цар­та (1818), «Воль­ный стре­лок» К. М. фон Ве­бе­ра (1824), «Нор­ма» и «Со­мнам­бу­ла» (1837), «Пу­ри­та­не» (1840) В. Бел­ли­ни, «Лю­чия ди Лам­мер­мур» Г. До­ни­цет­ти и др. Ве­ду­щи­ми отечественными со­лис­та­ми бы­ли П. А. Бу­ла­хов, Я. С. Во­робь­ёв, П. В. Злов, Г. Ф. Кли­мов­ский, А. М. Кру­тиц­кий, Е. С. Сан­ду­но­ва, В. М. Са­мой­лов и др. Вы­сту­па­ли итальянские, французские и немецкие труп­пы. Вы­даю­щим­ся со­бы­ти­ем ста­ла по­ста­нов­ка опе­ры М. И. Глин­ки «Жизнь за ца­ря», оз­на­ме­но­вав­шая ро­ж­де­ние русской клас­сической опе­ры. В 1842 по­став­ле­на вто­рая опе­ра Глин­ки – «Рус­лан и Люд­ми­ла». В обо­их спек­так­лях рас­кры­лось да­ро­ва­ние вы­даю­щих­ся русских пев­цов О. А. Пет­ро­ва и А. Я. Пет­ро­вой-Во­робь­ё­вой. В опер­ную труп­пу во­шли так­же М. С. Ле­бе­дев, А. И. Ле­о­нов, М. М. Сте­па­но­ва, В. А. Ше­ма­ев, M. P. Ше­ле­хо­ва, С. С. Гу­лак-Ар­те­мов­ский, Е. А. Се­мё­но­ва и др. С 1843 под по­кро­ви­тель­ст­вом императорского дво­ра вы­сту­па­ла Итальянская опер­ная труп­па, в её со­ста­ве – пев­цы ми­ро­во­го клас­са Дж. Ру­би­ни, A. Там­бу­ри­ни, Джу­лия Гри­зи, Л. Лаб­лаш, П. Ви­ар­до-Гар­сия и др. Русская труп­па бы­ла от­тес­не­на на вто­рой план, а в 1845–54 фак­ти­че­ски из­гна­на (вы­сту­па­ла на императорских сце­нах Мо­ск­вы).

В опер­ном ре­пер­туа­ре от­крыв­ше­го­ся в 1860 М. т. ак­цент был сде­лан на русской му­зы­ке. Сре­ди наи­бо­лее зна­чительных по­ста­но­вок – «Рус­лан и Люд­ми­ла» М. И. Глин­ки (1861), «Ру­сал­ка» А. С. Дар­го­мыж­ско­го (1865). Бы­ли осу­ще­ст­в­ле­ны пер­вые в ис­то­рии по­ста­нов­ки русских клас­сических опер: «Юдифь» (1863), «Рог­не­да» (1865) А. Н. Се­ро­ва; «Ка­мен­ный гость» Дар­го­мыж­ско­го (1872); «Пско­ви­тян­ка» (1873), «Май­ская ночь» (1880), «Сне­гу­роч­ка» (1882), «Мла­да» (1892), «Ночь пе­ред Ро­ж­де­ст­вом» (1895) Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва; «Бо­рис Го­ду­нов» (2-я ред., с про­ло­гом) М. П. Му­сорг­ско­го (1874); «Оп­рич­ник» (1874), «Куз­нец Ва­ку­ла» (1876), «Ор­ле­ан­ская де­ва» (1881), «Ча­ро­дей­ка» (1887), «Пи­ко­вая да­ма» (1890), «Ио­лан­та» (1892) П. И. Чай­ков­ско­го; «Де­мон» А. Г. Ру­бин­штей­на (1875); «Князь Игорь» А. П. Бо­ро­ди­на (1890); «Оре­стея» С. И. Та­нее­ва (1895); и др. Из западноев­ропейского ре­пер­туа­ра по­став­ле­ны «Про­рок» Дж. Мей­ер­бе­ра (1869); «Си­ла судь­бы» (1862; опе­ра на­пи­са­на для М. т.), «Тра­виа­та» (1868), «Аи­да» (1877), «Ри­го­лет­то» (1878), «Отел­ло» (1887), «Фаль­стаф» (1894, впер­вые на русском языке) Дж. Вер­ди; «Ло­эн­грин» (1868), «Тан­гей­зер» (1874), «Три­стан и Изоль­да» (1899) Р. Ваг­не­ра; «Кар­мен» Ж. Би­зе и «Ма­нон» Ж. Масс­не (обе 1885); «Ме­фи­сто­фель» А. Бой­то (1886), опе­ры К. М. фон Ве­бе­ра, В. А. Мо­цар­та, Дж. Пуч­чи­ни и др. ком­по­зи­то­ров. Главным ди­ри­жё­ром в 1860–69 был К. Н. Ля­дов (отец ком­по­зи­то­ра А. К. Ля­до­ва), в 1869–1916 – Э. Ф. На­прав­ник, дея­тель­ность ко­то­ро­го сыг­ра­ла зна­чительную роль в ис­то­рии те­ат­ра: он ус­та­но­вил творческие свя­зи с из­вест­ны­ми русскими ком­по­зи­то­ра­ми, со­брал в те­ат­ре луч­шие ар­ти­стические си­лы, под­нял профессиональный уро­вень опер­ных по­ста­но­вок. Сре­ди со­лис­тов те­ат­ра: пев­цы Ф. П. Ко­мис­сар­жев­ский, Е. А. Лав­ров­ская, Д. М. Ле­о­но­ва, И. А. Мель­ни­ков, Ф. К. Ни­коль­ский, Ю. Ф. Пла­то­но­ва.

В кон. 19 – нач. 20 вв. ре­пер­ту­ар те­ат­ра вклю­чал опе­ры Р. Ваг­не­ра («Валь­ки­рия», 1900; «Ги­бель бо­гов», 1903; «Зо­ло­то Рей­на», 1905), «Элек­тру» Р. Штрау­са; со­бы­тия­ми ста­ли по­ста­нов­ки русских опер «Ска­за­ние о не­ви­ди­мом гра­де Ки­те­же и де­ве Фев­ро­нии» Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва (1907, впер­вые на сце­не), «Хо­ван­щи­на» М. П. Му­сорг­ско­го (1911, впер­вые в М. т.) и др. В М. т. вы­сту­па­ли круп­ней­шие мас­те­ра опер­но­го искусства: И. А. Ал­чев­ский, А. Ю. Боль­ска, М. И. До­ли­на, И. В. Ер­шов, Е. И. Збруе­ва, B. И. Кас­тор­ский, В. И. Ку­за, Ф. В. Лит­вин, Е. К. Мра­ви­на, Э. К. Пав­лов­ская, М. А. Сла­ви­на, Л. В. Со­би­нов, Ф. И. Стра­вин­ский, И. В. Тар­та­ков, М. И. и H. H. Фиг­не­ры, М. Б. Чер­кас­ская, Л. Г. Яков­лев и др.; час­то вы­сту­пал Ф. И. Ша­ля­пин. В те­ат­ре ра­бо­та­ли из­вест­ные ди­ри­жё­ры – Ф. М. Блу­мен­фельд, А. Ко­утс, ху­дож­ни­ки – А. Н. Бе­нуа, А. Я. Го­ло­вин, К. А. Ко­ро­вин, Б. М. Кус­то­ди­ев.

По­сле Октябрьской ре­во­лю­ции 1917 осуществлены но­вые по­ста­нов­ки про­из­ве­де­ний опер­ных клас­си­ков: «Тан­гей­зер» и «Ри­ен­ци» Р. Ваг­не­ра (1923), «Се­виль­ский ци­рюль­ник» Дж. Рос­си­ни и «Дон Жу­ан» В. А. Мо­цар­та (1924), «Бо­рис Го­ду­нов» М. П. Му­сорг­ско­го (в ав­тор­ской ре­дак­ции, 1928), «Пи­ко­вая да­ма» (1935) П. И. Чай­ков­ско­го; «Жизнь за ца­ря» М. И. Глин­ки с 1939 шла с из­ме­нён­ным либ­рет­то и но­вым тек­стом под названием «Иван Су­са­нин». Про­шли русские пре­мье­ры но­вей­ших ев­ропейских опер: «Са­ло­мея» (1924) и «Ка­ва­лер ро­зы» (1928) Р. Штрау­са, «Воц­цек» А. Бер­га (1927). Со­стоя­лась пер­вая на отечественной сце­не по­ста­нов­ка опе­ры «Лю­бовь к трём апель­си­нам» С. С. Про­кофь­е­ва (1926), по­став­ле­ны советские опе­ры «Лёд и сталь» В. М. Де­ше­во­ва (1930), «В бу­рю» Т. Н. Хрен­ни­ко­ва (1939) и др.

С августа 1941 до ле­та 1944 те­атр был эва­куи­ро­ван в Пермь; ар­ти­сты вы­ез­жа­ли на фронт, вы­сту­па­ли в гос­пи­та­лях, во­ин­ских час­тях, кол­хо­зах. Осен­ний се­зон 1944 от­крыл­ся опе­рой М. И. Глин­ки «Иван Су­са­нин». В те­ат­ре ра­бо­та­ли: ди­ри­жё­ры – А. В. Га­ук, В. А. Дра­ниш­ни­ков, Р. Дри­го, C. В. Ель­цин, Э. А. Ку­пер, Н. А. Маль­ко, А. М. Па­зов­ский, Д. И. По­хи­то­нов, Г. Фи­тель­берг; ре­жис­сё­ры – А. Б. Ви­нер, Э. И. Ка­план, И. М. Ла­пиц­кий, В. А. Лос­ский, С. Д. Ма­слов­ская, В. Э. Мей­ер­хольд, С. Э. Рад­лов, Н. В. Смо­лич, Л. В. Ба­ра­тов; пев­цы – П. З. Ан­д­ре­ев, К. Пет­рау­скас, Н. А. Боль­ша­ков, Г. А. Бос­сэ, Р. Г. Гор­ская, В. А. Да­вы­до­ва, Р. Л. Из­тур, О. А. Ка­ше­ва­ро­ва, К. А. Лап­тев, С. И. Ми­гай, А. Ю. Мо­де­стов, О. Ф. Мшан­ская, Г. М. Нэ­лепп, И. А. Не­ча­ев, Г. Н. Ор­лов, В. К. Пав­лов­ская, Н. К. Печ­ков­ский, С. П. Пре­об­ра­жен­ская, М. О. Рей­зен, В. Р. Сли­вин­ский, И. П. Яшу­гин; ху­дож­ни­ки – В. В. Дмит­ри­ев, В. А. Щу­ко и др.

Мариинский театр. Сцена из оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского. 1959.

В по­сле­во­ен­ные го­ды зна­чительными со­бы­тия­ми ста­ли по­ста­нов­ки опер «Ду­э­нья» («Об­ру­че­ние в мо­на­сты­ре») С. С. Про­кофь­е­ва (1946), «Се­мья Та­ра­са» Д. Б. Ка­ба­лев­ско­го (1950), «Де­каб­ри­сты» Ю. А. Ша­по­ри­на (1953). Ху­дожественное ру­ко­во­дство в эти го­ды осу­ще­ст­в­ля­ли ди­ри­жёр Б. Э. Хай­кин, ре­жис­сёр И. Ю. Шле­пя­нов, хор­мей­стер В. П. Сте­па­нов. Позд­нее в те­ат­ре ра­бо­та­ли: ди­ри­жё­ры Э. П. Гри­ку­ров, А. И. Кли­мов, К. А. Си­ме­о­нов, В. А. Фе­до­тов, ре­жис­сёр Е. Н. Со­ков­нин, хор­мей­стер А. В. Ми­хай­лов, ху­дож­ник С. Б. Вир­са­лад­зе. Сре­ди по­ста­но­вок 1960–80-х гг.: «Пи­тер Граймс» Б. Брит­те­на (1965), «Вол­шеб­ная флей­та» В. А. Мо­цар­та (1966), «Лю­чия ди Лам­мер­мур» Г. До­ни­цет­ти (1969), «Кар­мен» Ж. Би­зе (1973), «Пётр I» (1975) и «Мая­ков­ский на­чи­на­ет­ся» (1983) А. Н. Пет­ро­ва, «Ви­ри­нея» (1967) и «Ма­рия Стю­арт» (1981) С. М. Сло­ним­ско­го. Ди­ри­жё­ры: Ю. X. Те­мир­ка­нов (главный ди­ри­жёр в 1976–88), Б. И. Ани­си­мов, Дж. Э. Дал­гат, В. Г. Ши­ро­ков; ре­жис­сёр Р. И. Ти­хо­ми­ров; сре­ди пев­цов этих лет: Г. А. Ко­ва­лё­ва, Б. Т. Што­ко­лов, Р. А. Ба­ри­но­ва, И. П. Бо­га­чё­ва, С. П. Лей­фер­кус.

Сцена из оперы «Нос» Д. Д. Шостаковича. Режиссёр Ю. И. Александров. Мариинский театр

C 1988 главный ди­ри­жёр, с 1996 художественный руководитель и ди­рек­тор те­ат­ра – В. А. Гер­ги­ев. Сре­ди по­ста­но­вок: «Пар­си­фаль» (1997), тет­ра­ло­гия «Коль­цо ни­бе­лун­га» (2003) Р. Ваг­не­ра; «Са­ло­мея» Р. Штрау­са (1995); опе­ры С. С. Про­кофь­е­ва и Д. Д. Шос­та­ко­ви­ча. Сре­ди пев­цов: Г. И. Без­зу­бен­ков, О. В. Бо­ро­ди­на, В. В. Га­лу­зин, В. Г. Ге­рел­ло, Г. В. Гор­ча­ко­ва, М. А. Гу­ле­ги­на, Л. И. Дядь­ко­ва, О. Д. Кон­ди­на, Ю. К. Лап­тев, Ю. М. Ма­ру­син, А. Ю. Не­треб­ко, Н. П. Охот­ни­ков, К. И. Плуж­ни­ков, Н. Г. Пу­ти­лин.

С 1989 в М. т. ре­гу­ляр­но про­во­дят­ся те­ма­тические фес­ти­ва­ли, при­уро­чен­ные к юби­ле­ям ком­по­зи­то­ров. При М. т. ра­бо­та­ет Ака­де­мия мо­ло­дых пев­цов (художественный руководитель – Л. А. Гер­гие­ва). М. т. про­во­дит фес­ти­валь «Звёз­ды бе­лых но­чей», Пас­халь­ный фес­ти­валь.

Балет

Балетный репертуар был поначалу весьма разнороден. Произведения, примыкавшие к традициям просветительского классицизма и раннего предромантизма, прямо или косвенно ориентированные на европейские образцы, соседствовали с работами первого российского хореографа И. И. Вальберха – крупнейшего представителя сентиментализма в отечественном балетном искусстве. С приездом Ш. Л. Дидло (1801) в петербургском балете утвердилась предромантическая эстетика. Постановки Дидло принесли на сцену новую для своего времени тематику, раскрыли новые выразительные возможности танца и пантомимы, показали новаторские принципы использования сценических эффектов, сочетания живописи и действия в балете. При Дидло петербургская труппа превратилась в одну из лучших в Европе; в созданном им репертуаре раскрылись таланты Н. О. Гольца, М. И. Даниловой, М. Н. Икониной, А. И. Истоминой, А. С. Новицкой, Огюста, Е. А. Телешовой. Тогда же усилиями Огюста было положено начало театрализации русской пляски и заложена основа академического характерного танца. Позднее петербургским балетом руководили А. Блаш (1832–36) и А. Титюс (1837–49), не проявившие в своих постановках самобытного таланта. Основными репертуарными событиями 1830 – нач. 1840-х гг. стали переносившиеся сюда парижские премьеры, в т. ч. шедевры романтизма – «Сильфида» Ж. Шнейцхоффера в хореографии Ф. Тальони (1835) и «Жизель» А. Адана в хореографии Ж. Коралли и Ж. Перро (1842).

В 1837 – 42 в Санкт-Петербурге гастролировала М. Тальони, принёсшая на русскую сцену новую технику женского классического танца и новую романтическую эстетику исполнительства. С 1847 в труппе танцевал М. И. Петипа (назначен балетмейстером в 1862). В 1848–59 труппу возглавлял Ж. Перро, перенёсший на петербургскую сцену свои лучшие европейские работы и сочинявший для неё новые спектакли. Наряду со знаменитыми гастролёршами Ф. Эльслер, К. Гризи, Ф. Черрито, успехом пользовались русские танцовщицы Е. И. Андреянова, Н. К. Богданова, М. Н. Муравьёва, М. С. Суровщикова-Петипа и др.

В 1859–69 в Санкт-Петербурге работал балетмейстер А. Сен-Леон. Его творчество знаменовало распад романтической эстетики в балете и предвещало рождение академизма (усиление инструментального начала в классическом танце, разработка хореографического тематизма, театрализация народной хореографии с использованием композиционных приёмов и форм классики). Сен-Леон был мастером развлекательных постановочных спектаклей. Долгие годы удерживался в репертуаре сочинённый им балет «Конёк-Горбунок» (музыка Ч. Пуньи, 1864), остававшийся до кон. 19 в. единственным примером успешного разрешения русской темы на балетной сцене.

С 1869 (назначен главным балетмейстером) до конца 19 в. единоличным руководителем петербургского балета был М. И. Петипа. В масштабных работах 1860 – 80-х гг. происходило дальнейшее накопление элементов академической эстетики (симфонизация классического танца, кристаллизация форм академических ансамблей и принципов построения спектакля). В эти годы раскрылся исполнительский талант Е. О. Вазем, М. Н. Горшенковой, В. А. Никитиной, Е. П. Соколовой.

В 1890-е гг. расцвета достиг балетный академизм, высшими проявлениями которого явились постановки балетов П. И. Чайковского («Спящая красавица», 1890; «Щелкунчик», 1892; «Лебединое озеро», 1895) и А. К. Глазунова («Раймонда», 1898) в хореографии М. И. Петипа и Л. И. Иванова.

Со 2-й пол. 1880-х гг. ведущее положение на императорской сцене занимали итальянские балерины-гастролёрши В. Цукки, К. Брианца, А. Дель Эра, П. Леньяни и др., обладавшие виртуозной техникой танца. Постепенно технические достижения итальянок освоили русские танцовщицы, на рубеже 19–20 вв. лидерами петербургской сцены стали М. Ф. Кшесинская, О. И. Преображенская, А. Я. Ваганова, В. А. Трефилова, Л. Н. Егорова и др. С 1860-х гг. на протяжении нескольких десятилетий ведущим исполнителем центральных мужских партий был П. А. Гердт. Лишь в нач. 20 в. его постепенно сменили Г. Г. Кякшт, братья Н. Г. и С. Г. Легат; характерные танцы исполняли М. М. Петипа, Ф. И. Кшесинский, А. В. Ширяев; пантомимные роли – Т. А. Стуколкин и Н. П. Троицкий.

В нач. 20 в. в постановочных опытах Гердта и братьев Легат наметилось вырождение балетного академизма. Как реакция на этот процесс возникло движение «нового балета», представителем которого на петербургской сцене был М. М. Фокин. Основной формой творчества Фокина стал одноактный спектакль с лаконичным непрерывным действием и чётко выраженной стилистической окраской: «Павильон Армиды» Н. Н. Черепнина (1907), «Шопениана» на музыку Ф. Шопена (1908), «Половецкие пляски» на музыку А. П. Бородина (1909) и др. Фокинская реформа привела к своеобразному раздвоению петербургского балета. Некоторые артисты (Т. П. Карсавина, В. Ф. Нижинский) достигли вершин в новом репертуаре, тогда как значительная часть труппы (наряду с артистами старшего поколения, это были А. П. Павлова, О. А. Спесивцева, С. К. Андрианов, М. К. Обухов, П. Н. Владимиров) оставалась приверженцами классических традиций.

В 1910-х гг. петербургская балетная сцена вошла в период кризиса. В эти годы в репертуаре не появлялось значительных новых работ. Спектакли 19 в. ветшали и подчас подвергались произвольным искажениям.

Задача сохранения классического наследия была в полной мере осознана в первые послереволюционные годы, когда труппа оказалась единственной хранительницей балетов М. И. Петипа и Л. И. Иванова. Возобновлением и реставрацией их спектаклей занимались в кон. 1910-х – 20-е гг. Ф. В. Лопухов, А. И. Ширяев, позднее, в 1931–37 А. Я. Ваганова, В. И. Пономарёв. Одновременно развернулись широкие экспериментальные поиски, проводившиеся главным образом Лопуховым, возглавившим труппу в 1922 [танцсимфония «Величие мироздания» на музыку Л. ван Бетховена (1923), «Пульчинелла» (1926) и «Байка про Лису, Кота да Барана» (1927) И. Ф. Стравинского, «Ледяная дева» на музыку Э. Грига в обработке Б. В. Асафьева (1927), «Болт» Д. Д. Шостаковича (1931)]. Ведущие артисты 1920-х гг. – Е. П. Гердт, П. А. Гусев, Л. С. Леонтьев, Е. М. Люком, О. П. Мунгалова, В. И. Пономарёв, В. А. Семёнов, О. А. Спесивцева, Б. В. Шавров. В 1920–30-х гг. в коллектив влились выпускники ЛХУ Н. А. Анисимова, Т. М. Вечеслова, Н. М. Дудинская, А. Н. Ермолаев, М. Т. Семёнова, К. М. Сергеев, Г. С. Уланова, В. М. Чабукиани, А. Я. Шелест и др. В 1930-е гг. интенсивное влияние на балетный театр драматического искусства проявилось в постановках хореографов Р. В. Захарова, Л. М. Лавровского и др. Академические традиции развивали В. И. Вайнонен, Чабукиани, Ваганова (в 1931–37 художественный руководитель балетной труппы). В этот период с труппой сотрудничали композитор Асафьев, режиссёр С. Э. Радлов, художники В. В. Дмитриев, В. М. Ходасевич, С. Б. Вирсаладзе, П. В. Вильямс.

В годы Великой Отечественной войны в Ленинграде и Перми (где часть труппы находилась в эвакуации) создавались концертные бригады, выезжавшие на фронт, в госпитали и на предприятия. В 1943–47 в коллектив вошли молодые артисты И. Д. Бельский, Б. Я. Брегвадзе, Ю. Н. Григорович, И. Б. Зубковская, Н. А. Кургапкина, А. А. Макаров, О. Н. Моисеева и др.

В 1946–50 художественный руководитель – П. А. Гусев. Наметившийся творческий подъём обозначили постановки Л. В. Якобсона («Шурале» Ф. З. Яруллина, 1950; «Спартак» А. И. Хачатуряна, 1956; «Хореографические миниатюры», 1958), К. М. Сергеева («Золушка» С. С. Прокофьева, 1946; «Тропою грома» К. Караева, 1958) и др. Традиции симфонического танца возрождали в своих постановках Ю. Н. Григорович («Каменный цветок» Прокофьева, 1957; «Легенда о любви» А. Д. Меликова, 1961), И. Д. Бельский («Берег надежды» А. П. Петрова, 1959; «Ленинградская симфония» Д. Д. Шостаковича, 1961). В 1948–52 Сергеев создал новые редакции классических балетов («Раймонда», «Лебединое озеро», «Спящая красавица»), давшие новую жизнь шедеврам М. И. Петипа и Л. И. Иванова. Единомышленниками балетмейстеров стали артисты: И. А. Колпакова, Т. Н. Легат, А. Е. Осипенко, позднее Г. Т. Комлева, А. И. Сизова, Ю. В. Соловьёв и др. О высоком уровне балетной труппы свидетельствовали и успешные гастроли в Париже, Лондоне, Нью-Йорке. Однако экспериментальные постановки в программу гастролей не включали. В 1961, во время гастролей в Париже, за границей остался один из самых многообещающих солистов – Р. Х. Нуреев. Вскоре из театра ушёл И. Д, Бельский, затем Ю. Н. Григорович. В 1971 в новаторской постановке Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василёва «Сотворение мира» А. П. Петрова ярко проявили себя Колпакова, М. Н. Барышников, Н. Д. Большакова, В. Н. Гуляев, Соловьёв, В. Н. Панов, Г. Н. Рогозина. Вслед за не вернувшейся из Великобритании в 1970 Н. Р. Макаровой в 1972 СССР покинули Панов и Рогозина, в 1974 – Барышников, в 1977 покончил с собой Соловьёв. В этих условиях решающую роль в поддержании исполнительской формы играли балеты классического наследия. «Жизель» А. Адана, «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» П. И. Чайковского, «Баядерка» Л. Ф. Минкуса, «Раймонда» А. К. Глазунова, «Шопениана» никогда надолго не сходили с афиш. Большое внимание сохранению и приумножению классического репертуара уделял О. М. Виноградов (в 1968–72 художественный руководитель, в 1977–96 и главный балетмейстер). Начиная с 1970-х гг. труппа осваивала и произведения зарубежных хореографов, в т. ч. Р. Пети («Собор Парижской Богоматери» М. Жарра, 1978), А. Бурнонвиля («Сильфида» Х. Лёвеншелля, 1981; «Неаполь, или Рыбак и его невеста» Н. В. Гаде, Э. Хельстеда, Х. Паулли и Х. Лумбю, 1982). Несколько номеров для труппы поставил М. Бежар. Хранители фонда Дж. Баланчина передали знаменитому коллективу, в котором мастер начинал свою карьеру, его балеты «Шотландская симфония» на музыку Ф. Мендельсона, «Тема с вариациями» на музыку П. И. Чайковского (оба 1989) и «Аполлон» И. Ф. Стравинского (1992); Фонд А. Тюдора – его постановки «Сиреневый сад» на музыку Э. Шоссона и «Увядающие листья» на музыку А. Дворжака (обе 1992). Дж. Роббинс поставил здесь одноактный балет «В ночи» на музыку Ф. Шопена (1992).

В 1999 М. т. предпринял эксперимент по восстановлению балета «Спящая красавица» в оригинальной версии М. И. Петипа. Хореографической частью проекта занимался С. Г. Вихарев, опиравшийся на сохранившуюся запись балета по системе В. П. Степанова. Спектакль шёл в декорациях и костюмах исторической премьеры 1890. За ним последовали аналогичные опыты реконструкций «Баядерки» Л. Ф. Минкуса (2002) и «Пробуждения Флоры» Р. Е. Дриго (2007). Другим экспериментальным проектом стала «гофманиана» М. М. Шемякина – серия спектаклей по мотивам Э. Т. А. Гофмана, в которых художник выступил автором либретто, оформления и фактическим руководителем постановки [«Щелкунчик» (2001) и «Принцесса Пирлипат, или Наказанное благородство» С. М. Слонимского (2003) в хореографии К. А. Симонова; «Волшебный орех» Слонимского в хореографии Д. Пандурски (2005)].

С нач. 21 в. М. т. сотрудничает с ведущими хореографами мира. Специально для него оригинальные балеты поставили Дж. Ноймайер («Звуки пустых страниц» на музыку А. Г. Шнитке, 2001), А. О. Ратманский («Золушка» С. С. Прокофьева, 2002; «Конёк-Горбунок» Р. К. Щедрина, 2009), П. Лакотт («Ундина» Ч. Пуньи, 2006), Б. Мильпье («Without» на музыку Ф. Шопена, 2011), С. Вальц («Весна священная» И. Ф. Стравинского, 2013), Р. Поклитару («Симфония в трёх движениях» на музыку Стравинского, 2015). В этот же период вернулись на сцену спектакли М. М. Фокина («Карнавал» на музыку Р. Шумана, 2008; «Петрушка» Стравинского, 2010), классика советского периода («Барышня и хулиган» и «Ленинградская симфония» на музыку Д. Д. Шостаковича, оба 2001; «Шурале» Ф. З. Яруллина, 2009; «Спартак» А. И. Хачатуряна, 2010). В 2016 Ю. А. Смекалов поставил балет «Медный всадник» Р. М. Глиэра с использованием фрагментов хореографии Р. В. Захарова к спектаклю 1949.

Фото М. М. Логвинова Мариинский театр. Сцена из балета «In the Middle somewhat elevated» Т. Уилемса. Хореограф У. Форсайт.

В 2000–10-х гг. продолжается освоение мирового репертуара 20–21 вв. Афишу пополнили постановки Х. Ландера («Этюды» на музыку К. Черни), В. Ф. Нижинского («Весна священная» И. Ф. Стравинского), Б. Ф. Нижинской («Свадебка» Стравинского), все 2003; У. Форсайта («Steptext» на музыку И. С. Баха, «Головокружительное упоение точностью» на музыку Ф. Шуберта, «Там, где висят золотые вишни» Т. Виллемса и Л. Штука), все 2004; А. Алонсо («Кармен-сюита» Ж. Бизе – Р. К. Щедрина, 2010), А. Прельжокажа («Парк» на музыку В. А. Моцарта, 2011), Ф. Аштона («Сильвия» Л. Делиба и «Маргарита и Арман» на музыку Ф. Листа), У. Макгрегора («Инфра» на музыку М. Рихтера), Х. ван Манена («Адажио Хаммерклавир» на музыку Л. ван Бетховена, «Вариации для двух пар» на сборную музыку, «Пять танго» на музыку А. Пьяццоллы, «Соло» на музыку И. С. Баха), все 2014. Продолжается работа над произведениями Дж. Баланчина, А. О. Ратманского. Среди артистов 1980 – 2010-х гг.: А. А. Асылмуратова, Ж. И. Аюпова, Д. В. Вишнёва, И. И. Голуб, И. А. Зеленский, Е. Н. Иванченко, Е. Б. Кондаурова, У. В. Лопаткина, Ю. В. Махалина, Е. В. Образцова, Е. Н. Осмолкина, Д. В. Павленко, Ф. С. Рузиматов, Л. Д. Сарафанов, А. А. Сомова, В. В. Терёшкина, О. И. Ченчикова, В. А. Шкляров.

С 2000 в театре ежегодно проводится Международный фестиваль балета «Мариинский».

Лит.: Ленинградский государственный ордена Ленина aкадемический театр оперы и балета. Л., 1940; Государственный ордена Ленина академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова. Л., 1957; Гозенпуд A. А. Музыкальный театр в России: от истоков до Глинки. Л., 1959; он же. Русский советский оперный театр (1917–1941). Л., 1963; он же. Русский оперный театр XIX в. Л., 1969–1973. Т. 1–3; Богданов-Березовский В. Ленинградский государственный академический ордена Ленина театр оперы и балета им. С. М. Кирова. Л., 1959; Ленинградский государственный ордена Ленина академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова. 1917–1967. [Л., 1967]; Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова. [Л., 1973]; Ленинградский государственный ордена Ленина академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова. Л., 1983; Тарановская М. З. Архитектура театров Ленинграда. Л., 1988; Гаккель Л. Е. Театральная площадь. Л., 1990; Петровская И. Ф., Сомина В. В. Театральный Петербург: начало XVIII в. – октябрь 1917 г. СПб., 1994; Гаевский В. М. Дом Петипа. М., 2000; Деген А. Б., Ступников И. В. Петербургский балет, 1903–2003. СПб., 2003; Петербургский балет. Три века: хроника. I том. XVIII в. / Авт.-сост. Н. Н. Зозулина. СПб., 2014; Петербургский балет. Три века: хроника. Том II. 1801 – 1850 / Авт.-сост. И. А. Боглачева. СПб., 2014; Петербургский балет. Три века: хроника. Том III. 1851 – 1900  / Авт.-сост. И. А. Боглачева. СПб., 2014; Петербургский балет. Три века: хроника. Том IV. 1901 – 1850 / Авт.-сост. Н. Н. Зозулина и В. М. Миронова. СПб., 2015. См. также лит. при статьях Балет, Балетоведение, Красовская В. М.

  • МАРИИ́НСКИЙ ТЕА́ТР государственный академический, театр оперы и балета, один из старейших театров России (С.-Пе­тер­бург) (2011)
Вернуться к началу