ТРИ́О
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТРИ́О (итал. trio), 1) ансамбль, состоящий из трёх музыкантов. Различаются Т.: инструментальное, вокальное, вокально-инструментальное. Т. могут быть однородными (напр., только смычковыми) и смешанными (напр., смычковые инструменты и фп.). См. также Терцет.
2) Музыкальное сочинение для трёх инструментов или певч. голосов. Инструментальное Т. происходит от трио-сонаты. В классико-романтич. традиции Т. – разновидность сонатно-симфонич. цикла. Чаще встречается т. н. фортепианное Т. (скрипка, виолончель, фп.), зародившееся в сер. 18 в. у композиторов мангеймской школы; образцы – у композиторов венской классической школы, И. Брамса, П. И. Чайковского («Памяти великого художника», 1882), С. В. Рахманинова («Элегическое трио», 1893), М. Равеля (1914), Д. Д. Шостаковича (№ 2, 1944). Более редки струнные Т. (состав: скрипка, альт, виолончель), образцы – у Й. Гайдна, Л. ван Бетховена, С. И. Танеева. Несистемные составы: фп., кларнет и фагот («Патетическое трио» М. И. Глинки), 2 гобоя и английский рожок (у Бетховена) и др.
3) Т. для органа (нем. Orgel-Trio) – 3-голосное полифонич. сочинение для 2 мануалов и педали: одночастное (4 Trio И. С. Баха BWV 583–586, 6 Trio М. Регера op. 47), также многочастное (6 3-частных Trio Баха BWV 525–530; позднее названы «органными сонатами» или «трио-сонатами»).
4) Частный случай устойчивой средней части в 3-частных сложных формах. Название и функция в форме – от промежуточных частей в танцевальных произведениях 17 в. (Ж. Б. Люлли), которые излагались в виде трёх партий на трёх нотоносцах (исполнялись двумя солистами – напр., двумя скрипками – и бассо континуо) в противовес к тутти в осн. частях. Отсюда – жанрообразующий в классико-романтич. сложных 3-частных формах с Т. контраст полнозвучных, содержательно более значимых и (как следствие) гармонически и структурно более изощрённых крайних частей и прозрачно изложенного, «простенького» Т. Обозначения: trio; maggiore или minore (если Т. в одноим. тональности); intermezzo (напр., 2-е Т. в скерцо фп. сонаты № 1 Р. Шумана). Со 2-й пол. 19 в. подобные обозначения постепенно почти исчезли.