Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТРИ́О

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 406

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. В. Щербаков

ТРИ́О (итал. trio), 1) ан­самбль, со­стоя­щий из трёх му­зы­кан­тов. Раз­ли­ча­ют­ся Т.: ин­ст­ру­мен­таль­ное, во­каль­ное, во­каль­но-ин­ст­ру­мен­таль­ное. Т. мо­гут быть од­но­род­ны­ми (напр., толь­ко смыч­ко­вы­ми) и сме­шан­ны­ми (напр., смыч­ко­вые ин­ст­ру­мен­ты и фп.). См. так­же Те­рцет.

2) Му­зы­каль­ное со­чи­не­ние для трёх ин­ст­ру­мен­тов или певч. го­ло­сов. Ин­ст­ру­мен­таль­ное Т. про­ис­хо­дит от трио-со­на­ты. В клас­си­ко-ро­ман­тич. тра­ди­ции Т. – раз­но­вид­ность со­нат­но-сим­фо­нич. цик­ла. Ча­ще встре­ча­ет­ся т. н. фор­те­пи­ан­ное Т. (скрип­ка, вио­лон­чель, фп.), за­ро­див­шее­ся в сер. 18 в. у ком­по­зи­то­ров ман­гейм­ской шко­лы; об­раз­цы – у ком­по­зи­то­ров вен­ской клас­си­че­ской шко­лы, И. Брам­са, П. И. Чай­ков­ско­го («Па­мя­ти ве­ли­ко­го ху­дож­ни­ка», 1882), С. В. Рах­ма­ни­но­ва («Эле­ги­че­ское трио», 1893), М. Ра­ве­ля (1914), Д. Д. Шос­та­ко­ви­ча (№ 2, 1944). Бо­лее ред­ки струн­ные Т. (со­став: скрип­ка, альт, вио­лон­чель), об­раз­цы – у Й. Гайд­на, Л. ван Бет­хо­ве­на, С. И. Та­нее­ва. Не­сис­тем­ные со­ста­вы: фп., клар­нет и фа­гот («Па­те­ти­че­ское трио» М. И. Глин­ки), 2 го­боя и анг­лий­ский ро­жок (у Бет­хо­ве­на) и др.

3) Т. для ор­га­на (нем. Orgel-Trio) – 3-го­лос­ное по­ли­фо­нич. со­чи­не­ние для 2 ма­нуа­лов и пе­да­ли: од­но­ча­ст­ное (4 Trio И. С. Ба­ха BWV 583–586, 6 Trio М. Ре­ге­ра op. 47), так­же мно­го­ча­ст­ное (6 3-ча­ст­ных Trio Ба­ха BWV 525–530; позд­нее на­зва­ны «ор­ган­ны­ми со­на­та­ми» или «трио-со­на­та­ми»).

4) Ча­ст­ный слу­чай ус­той­чи­вой сред­ней час­ти в 3-ча­ст­ных слож­ных фор­мах. Наз­ва­ние и функ­ция в фор­ме – от про­ме­жу­точ­ных час­тей в тан­це­валь­ных про­из­ве­де­ни­ях 17 в. (Ж. Б. Люл­ли), ко­то­рые из­ла­га­лись в ви­де трёх пар­тий на трёх но­то­нос­цах (ис­пол­ня­лись дву­мя со­лис­та­ми – напр., дву­мя скрип­ка­ми – и бас­со кон­ти­нуо) в про­ти­во­вес к тут­ти в осн. час­тях. От­сю­да – жан­ро­об­ра­зую­щий в клас­си­ко-ро­ман­тич. слож­ных 3-ча­ст­ных фор­мах с Т. кон­траст пол­но­звуч­ных, со­дер­жа­тель­но бо­лее зна­чи­мых и (как след­ст­вие) гар­мо­ни­че­ски и струк­тур­но бо­лее изо­щрён­ных край­них час­тей и про­зрач­но из­ло­жен­но­го, «про­стень­ко­го» Т. Обо­зна­че­ния: trio; maggiore или minore (ес­ли Т. в од­но­им. то­наль­но­сти); intermezzo (напр., 2-е Т. в скер­цо фп. со­на­ты № 1 Р. Шу­ма­на). Со 2-й пол. 19 в. по­доб­ные обо­зна­че­ния по­сте­пен­но поч­ти ис­чез­ли.

Вернуться к началу