Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТОНА́РИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 274

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

ТОНА́РИЙ (ср.-век. лат. tonale, tonarius, tonarium), тип ев­роп. сред­не­ве­ко­вой пев­че­ской кни­ги. Т. бы­ли рас­про­стра­не­ны в 10–15 вв., гл. обр. до 12 в. Со­дер­жа­ли тек­сты и но­ты гри­го­ри­ан­ских хо­ра­лов, клас­си­фи­ци­ро­ван­ных по 8 цер­ков­ным ла­дам. Вклю­ча­ли ан­ти­фо­ны мес­сы и оф­фи­ция, ре­же рес­пон­со­рии и др. жан­ры/фор­мы гри­го­риа­ни­ки, а так­же по­ка­зы­ва­ли псал­мо­вые то­ны (схе­мы рас­пе­ва псал­мов) и ме­ло­дии-мо­де­ли, вы­пол­няв­шие функ­цию «на­строй­ки на лад» (лат. in­to­natio; см. в ст. Ин­то­на­ция).

Ко­ли­че­ст­во рас­пе­вов в бо­го­слу­же­нии Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви не­ук­лон­но уве­ли­чи­ва­лось с эпо­хи Ка­ро­лин­гов, и за­по­ми­на­ние свя­зи рас­пе­ва с ла­дом ста­но­ви­лось за­труд­ни­тель­ным. Ути­ли­тар­ная функ­ция Т. со­стоя­ла в том, что­бы за­фик­си­ро­вать при­над­леж­ность то­го или ино­го ан­ти­фо­на со­от­вет­ст­вую­ще­му то­ну и по­ка­зать пев­че­му (в ви­де ти­по­вых окон­ча­ний – «диф­фе­рен­ций») наи­бо­лее плав­ную и ес­те­ст­вен­ную связь рас­пе­вае­мо­го псал­ма с об­рам­ляю­щим его ан­ти­фо­ном. Пер­вые Т. (древ­ней­ший – из бе­не­дик­тин­ско­го аб­бат­ст­ва Сен-Ри­кье, кон. 8 в.) со­дер­жа­ли толь­ко ин­ци­пи­ты рас­пе­вае­мых тек­стов (без нот), по­сколь­ку тра­ди­ция пе­ре­да­чи ме­ло­дич. фор­мул бы­ла пре­им. уст­ной. С 10 в. Т. на­ча­ли но­ти­ро­вать [впер­вые – в ано­ним­ном трак­та­те «Commemoratio brevis de tonis et psalmis modulandis» («Крат­кая па­мят­ка о рас­пе­ве то­нов и псал­мов»)]. Не­вма­ми (так­же да­сий­ны­ми, позд­нее квад­рат­ны­ми но­та­ми) за­пи­сы­ва­лись как фор­муль­ные ме­ло­дии, так и ме­ло­дич. ин­ци­пи­ты рас­пе­вов. Сре­ди со­хра­нив­ших­ся па­мят­ни­ков: Т. из Ме­ца (не но­ти­ро­ван, ок. 830), Т. Ре­ги­но Прюм­ско­го (10 в.), Бер­но из Рай­хе­нау (11 в.), Ио­ан­на Кот­то­на, Фру­толь­фа из Ми­хельс­бер­га, цис­тер­ци­ан­ский «То­на­рий св. Бер­нар­да [Клер­во­ско­го]» (все 12 в.), Солс­бе­рий­ский (Са­рум­ский) (13 в., са­мый зна­чи­тель­ный в англ. тра­ди­ции), Гу­го Шпех­тс­хар­та (1332, в сти­хах), Кар­те­зи­ан­ско­го мо­на­ха (ано­ним­ный, 15 в.).

Лит.: Huglo M. Les tonaires: inventaire, analyse, comparaison. P., 1971; Ефи­мо­ва Н. И. Ран­не­хри­сти­ан­ское пе­ние в За­пад­ной Ев­ро­пе VIII–X сто­ле­тий: К про­бле­ме эво­лю­ции мо­даль­ной сис­те­мы Сред­не­ве­ко­вья. М., 2004.

Вернуться к началу