Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТОМА́

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 254

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ТОМА́ (Thomas) Ам­бру­аз (5.8.1811, Мец – 12.2.1896, Па­риж), франц. ком­по­зи­тор, пе­да­гог, чл. Ака­де­мии изящ­ных ис­кусств (1861). В 1832 окон­чил Па­риж­скую конс. у Ф. Кальк­брен­не­ра (фп.), Ж. Ф. Ле­сю­эра (ком­по­зи­ция) и по­лу­чил Рим­скую пр. Его од­но­акт­ную опе­ру «Двой­ная ле­ст­ни­ца» (1837, «Опе­ра-Ко­мик») одоб­рил Г. Бер­ли­оз, ус­пех со­пут­ст­во­вал так­же ко­мич. опе­рам «Па­рик­махер ре­гент­ст­ва» (1838), «Ка­ид» (1849) и «Сон в лет­нюю ночь» (1850; с ко­ме­ди­ей У. Шек­спи­ра свя­за­на лишь на­зва­ни­ем). С 1856 проф. (с 1871 ди­рек­тор) Па­риж­ской конс. (сре­ди уче­ни­ков – Ж. Масс­не), в 1860-х гг. так­же ди­рек­тор те­ат­ра «Опе­ра-Ко­мик». Луч­шая опе­ра Т. – «Минь­он» (либр. М. Кappe и Ж. Бар­бье по И. В. Гё­те, 1866, «Опе­ра-Ко­мик») в жан­ре ли­ри­че­ской опе­ры. Ме­ло­дич­ность, яр­кая те­ат­раль­ность му­зы­ки обу­сло­ви­ли ус­пех «боль­шой» опе­ры «Гам­лет» (1868, Па­риж­ская опе­ра), где фа­бу­ла тра­ге­дии Шек­спи­ра при­ве­де­на к бла­го­по­луч­ной раз­вяз­ке. Чис­то внеш­няя трак­тов­ка сю­же­тов из клас­сич. лит-ры от­ли­ча­ет так­же опе­ру «Фран­че­ска да Ри­ми­ни» (на сю­жет из «Бо­же­ст­вен­ной ко­ме­дии» Дан­те, 1882) и фан­тастич. ба­лет «Бу­ря» (по пье­се Шек­с­пира, 1889). Ав­тор 20 опер, 3 ба­ле­тов, Ре­к­вие­ма (1833), Тор­же­ст­вен­ной мес­сы (1857) и др. цер­ков­ных со­чи­не­ний, ка­мер­ной му­зы­ки, со­чи­не­ний для фп., ор­га­на, ро­ман­сов.

Лит.: Rogeboz-Malfroy E. A. Thomas ou la tentation du lyrique. P., 1994; Masson G. A. Thomas. Metz, 1996.

Вернуться к началу