Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТИТО́В

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 171

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. С. Лебедева

ТИТО́В Алек­сей Ни­ко­лае­вич [12(23).7.1769, Мо­ск­ва – 8(20).11.1827, С.-Пе­тер­бург], рос. ком­по­зи­тор и скри­пач-лю­би­тель. Ген.-м. (1802). Сын Ни­ко­лая Сер­гее­ви­ча Т. (ум. 1776) – по­эта, дра­ма­тур­га и ком­по­зи­то­ра, пер­во­го «ди­рек­то­ра» (1766–69) ка­зён­но­го моск. пуб­лич­но­го те­атра (см. в ст. Ме­док­са те­атр). С 1790-х гг. Т. жил в С.-Пе­тер­бур­ге. Сыг­рал боль­шую роль в раз­ви­тии отеч. муз. те­ат­ра нач. 19 в. Наи­бо­лее важ­ная часть на­следия – опе­ры, вклю­чая три­ло­гию на текст А. Я. Княж­ни­на, в ко­то­рой раз­ви­ва­ют­ся тра­ди­ции рус. ко­мич. опе­ры с диа­лога­ми: «Ям, или Поч­то­вая стан­ция» (1805), «По­си­дел­ки, или Про­дол­же­ние Яма» (1808), «Де­виш­ник, или Фи­лат­ки­на свадь­ба» (1809; все пост. в С.-Пе­тер­бур­ге). Муз. язык этих опер со­еди­ня­ет опо­ру на зап.-ев­роп. опер­ную сти­ли­сти­ку и рус. гор. фольк­лор; они поль­зо­ва­лись зна­чит. по­пу­ляр­но­стью у со­вре­мен­ни­ков и шли на сто­лич­ных и про­винц. сце­нах на про­тя­же­нии ок. 30 лет. Опе­ра «Му­же­ст­во ки­ев­ля­ни­на, или Вот ка­ко­вы рус­ские» (1817, пост. в С.-Пе­тер­бур­ге) – од­на из пер­вых рус. пат­рио­тич. опер (сю­жет – эпи­зод из «По­вес­ти вре­мен­ных лет»: борь­ба ки­ев­лян с пе­че­не­га­ми), увер­тю­ра к ней – один из об­раз­цов ран­ней рус. сим­фо­нич. му­зы­ки.

Его брат – Сер­гей Ни­ко­лае­вич [22.9 (3.10).1770 – 24.3(5.4).1825], ком­по­зи­тор и вио­лон­че­лист. Ген.-л. Уча­ст­ник муз. со­б­ра­ний сво­его бра­та. Ав­тор муз.-сце­нич. про­из­ве­де­ний, в т. ч. ба­ле­та «Но­вый Вер­тер» (1799) и опе­ры-во­де­ви­ля «Кре­сть­я­не, или Встре­ча не­зва­ных» (на либр. А. А. Ша­хов­ско­го; 1814; оба пост. в С.-Пе­тер­бур­ге).

Ком­по­зи­то­ра­ми-лю­би­те­ля­ми (по пре­иму­ще­ст­ву ав­то­ра­ми ро­ман­сов и са­лон­ных пьес) бы­ли сы­но­вья А. Н. и С. Н. Ти­то­вых: Ни­ко­лай Алек­сее­вич [28.4(10.5). 1800, С.-Пе­тер­бург – 10(22).12.1875, там же], ген.-м.; Ми­ха­ил Алек­сеевич [5(17).9.1804, С.-Пе­тер­бург – 3(15).12.1853, Пав­ловск]; Ни­ко­лай Сер­гее­вич (1798–1843, Мо­ск­ва).

Лит.: Ор­ло­ва Л. А. А. Н. Ти­тов // Ис­то­рия рус­ской му­зы­ки. М., 1986. Т. 4.

Вернуться к началу