Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТИНКТО́РИС

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 148

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

ТИНКТО́РИС (Tinctoris) Йо­хан­нес (Иоанн) (ок. 1435, близ Ни­ве­ля, Бра­бант – 1511, Флан­д­рия?), флам. тео­ретик и ис­то­рик му­зы­ки, ра­бо­тав­ший в Ита­лии. В 1460 ви­ка­рий в ка­фед­раль­ном со­бо­ре Кам­бре, где пред­по­ло­жи­тель­но брал уро­ки му­зы­ки у Г. Дю­фаи. Ок. 1460–62 гл. пев­чий (succentor) со­бо­ра в Ор­леа­не. С 1462 изу­чал гражд. и рим­ское пра­во в Ор­ле­ан­ском ун-те. В нач. 1470-х гг. по­сту­пил на служ­бу ко­ро­ля Фер­ди­нан­да I в Не­апо­ле, где в те­че­ние 20 лет испол­нял обя­зан­но­сти ка­пель­мей­сте­ра, при­двор­но­го юри­ста и пре­по­да­ва­те­ля муз. дис­ци­п­лин; с ко­ро­лев­ским дво­ром по­се­щал Фер­ра­ру (1479), Рим (1492), ез­дил по Ев­ро­пе с це­лью вер­бов­ки но­вых пев­чих (1487). Био­гра­фич. све­де­ния о по­след­них 20 го­дах жиз­ни скуд­ны; по­сле смер­ти Фер­ди­нан­да I (1494) Т. пред­по­ло­жи­тель­но вер­нул­ся на ро­ди­ну, где и скон­чал­ся.

Один из круп­ней­ших учё­ных му­зы­кан­тов 15 в. В сво­их тру­дах за­тро­нул все осн. про­бле­мы муз. нау­ки то­го вре­ме­ни: кон­тра­пункт, уче­ние о ла­дах, но­та­цию и рит­ми­ку (в т. ч. дал пер­вое в ис­то­рии сис­те­ма­тич. опи­са­ние син­ко­пы), эс­те­ти­ку муз. ком­по­зи­ции. Наи­бо­лее из­вест­ны «Кни­га об ис­кус­ст­ве кон­тра­пунк­та» (1477), «Кни­га о при­ро­де и свой­ст­вах то­нов» (1476; мно­го­го­лос­ные ла­ды опи­са­ны как со­во­куп­ность мо­но­ди­че­ских гри­го­ри­ан­ских; лад це­ло­го оп­ре­де­ля­ет­ся по ла­ду те­но­ра) и эн­цик­ло­пе­дич. труд «Оп­ре­де­ли­тель му­зы­каль­ных тер­ми­нов» (ок. 1475; изд. в 1495). В тру­де «Му­зы­каль­ные про­пор­ции» (ок. 1475) впер­вые опи­сал (с при­ве­де­ни­ем нот­но­го при­ме­ра) квод­ли­бет (без упо­ми­на­ния тер­ми­на), в верх­нем го­ло­се ко­то­ро­го зву­чит по­пу­ляр­ная итал. пес­ня 15 в. «O rosa bella» (при­пи­сы­вае­мая Дж. Дан­стейб­лу), в то вре­мя как в те­но­ре зву­чит шля­гер то­го вре­ме­ни «L’homme armé» («Во­ору­жён­ный че­ло­век»), ко­то­рый сме­ня­ют две дру­гие, ме­нее из­вест­ные, ме­ло­дии. Ан­ти­ки­зи­рую­щие тен­ден­ции, ти­пич­ные для ре­нес­санс­ной нау­ки, у Т. про­яви­ли се­бя, в ча­ст­но­сти, в экс­т­ра­по­ля­ции прин­ци­па раз­но­об­ра­зия (лат. va­rietas, diver­sitas), при­ме­няв­ше­го­ся в ан­тич­ной ри­то­ри­ке, на мно­го­го­лос­ную ком­по­зи­цию. По Т., хо­ро­ший ком­по­зи­тор обя­зан быть изо­бре­та­тель­ным, а это зна­чит мак­си­маль­но раз­но­об­ра­зить при­ме­не­ние мет­ра и рит­ма, дис­со­нант­ных и кон­со­нант­ных со­зву­чий, при­ме­нять разл. ви­ды по­ли­фо­нич. тех­ни­ки и др. Вен­цом на­уч. дея­тель­но­сти Т. дол­жен был стать гран­ди­оз­ный фи­ло­соф­ско-ис­то­рио­гра­фич. трак­тат «Об изо­бре­те­нии и при­ме­не­нии му­зы­ки» (в 5 кни­гах, ок. 1481), от ко­то­ро­го со­хра­ни­лись лишь фраг­мен­ты.

В трак­та­тах Т. цен­ность пред­став­ля­ют так­же ссыл­ки (час­то с нот­ны­ми при­ме­ра­ми) на ком­по­зи­то­ров (Й. Оке­гем, А. Бю­нуа и др.) и тео­ре­ти­ков, сви­де­тель­ст­вую­щие о ши­ро­кой ос­ве­дом­лён­но­сти Т. о со­вре­мен­ной ему муз. жиз­ни Ев­ро­пы. Бла­го­да­ря Ф. Га­фу­ри, на ко­то­ро­го Т. ока­зал пря­мое влия­ние, уче­ние Т. ши­ро­ко рас­про­стра­ни­лось в ре­нес­санс­ной Ита­лии. Ци­та­ты из «Оп­ре­де­ли­те­ля...» от­ме­ча­ют­ся в тру­дах итал. и нем. тео­ре­ти­ков и лек­си­ко­гра­фов вплоть до 17 в.

Лит.: По­спе­ло­ва Р. Л. Трак­та­ты о му­зы­ке И. Тинк­то­ри­са. М., 2009.

Вернуться к началу