Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТЕ́ЛЕМАН

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 7-8

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Г.Ф. Телеман. Гравюра. Ок. 1745.

ТЕ́ЛЕМАН (Telemann) Ге­орг Фи­липп (14.3.1681, Ма­где­бург – 25.6.1767, Гам­бург), нем. ком­по­зи­тор. Изу­чал пра­во в Лейп­циг­ском ун-те. С 1702 муз. ру­ково­ди­тель гор. опе­ры, с 1704 – Но­вой церк­ви в Лейп­ци­ге. С 1705 ка­пель­мей­стер в Зо­рау (ны­не Жа­ры, Поль­ша), где со­чи­нял гл. обр. сюи­ты во франц. сти­ле и кан­та­ты. С 1708 слу­жил в Эй­зе­на­хе, с 1712 – во Франк­фур­те-на-Май­не, где соз­дал неск. го­до­вых цик­лов цер­ков­ных кан­тат, с 1721 – в Гам­бур­ге (с 1723 ка­пель­мей­стер опер­но­го те­ат­ра; фак­ти­че­ски ру­ко­во­дил всей муз. жиз­нью го­ро­да). Был дру­гом И. С. Ба­ха, Г. Ф. Ген­де­ля. Из­да­ния его про­из­ве­де­ний, в т. ч. в соб­ст­вен­ном ж. «Der getreue Musik-Meis­ter» (1728–29), и сб-ков «За­столь­ной му­зы­ки» (1733) при­нес­ли ему ев­роп. из­вест­ность.

Один из круп­ней­ших мас­те­ров позд­не­го ба­рок­ко. Был, ве­ро­ят­но, са­мым пло­до­ви­тым ком­по­зи­то­ром в ис­то­рии. На­сле­дие Т. вклю­ча­ет ок. 1700 цер­ков­ных кан­тат, св. 30 пас­сио­нов и ду­хов­ных ора­то­рий, 17 месс, 2 маг­ни­фи­ка­та, ок. 30 псал­мов, 16 мо­те­тов, ок. 50 соль­ных кан­тат и тор­жеств. кан­тат «на слу­чай»; сре­ди муз.-сце­нич. про­из­ве­де­ний (не ме­нее 30, со­хра­ни­лось ок. 10) – опе­ра «Тер­пе­ли­вый Со­крат» (1721, Гам­бург) и ко­мич. ин­тер­мец­цо «Пим­пи­но­не» (1725). Ав­тор ок. 120 ан­самб­ле­вых и ор­ке­ст­ро­вых увер­тюр (сю­ит), св. 120 кон­цер­тов для ин­ст­ру­мен­тов с ор­ке­ст­ром, кон­цер­тов для струн­ных, ок. 100 со­нат для скрип­ки и для флей­ты и бас­со кон­ти­нуо, св. 100 трио-со­нат, св. 50 квар­те­тов и квин­те­тов, со­чи­не­ний для кла­ви­ра (сю­и­ты, пре­лю­дии, фу­ги, фан­та­зии, тан­цы и др.). В ин­ст­ру­мен­таль­ных со­чи­не­ни­ях Т. ис­пы­тал фран­цуз­ские (осо­бен­но в сюи­тах) и италь­ян­ские (в кон­цер­тах и трио-со­на­тах) влия­ния. В лю­те­ран­ских тра­ди­ци­ях вы­дер­жа­ны цер­ков­ные кан­та­ты, пас­сио­ны; чер­та­ми га­лант­но­го сти­ля от­ме­че­ны со­чи­не­ния на­чи­ная с 1730-х гг. Не­смот­ря на при­жиз­нен­ную сла­ву Т., счи­тав­ше­го­ся пер­вым му­зы­кан­том Гер­ма­нии, к кон. 18 в. его му­зы­ка ока­за­лась за­бы­той и ста­ла воз­ро­ж­дать­ся толь­ко в 20 ве­ке.

Нот­ные изд.: Musikalische Werke. Kassel, [1950–2008]. Bd 1–50.

Соч.: Autobiographien: 1718, 1729, 1740. 3. Aufl. Blankenburg, 1980.

Лит.: Valentin E. Telemann in seiner Zeit. Hamb., 1960; Petzoldt R. G. Ph. Telemann. Lpz., 1967; Ра­бей Вл. Г. Ф. Те­ле­ман. М., 1974; Klessmann E. Telemann in Hamburg. Hamb., 1980; Siegmund-Schultze W. G. Ph. Tele­mann. Lpz., 1980; Menke W. Thematisches Verzeich­nis der Vokalwerke von G. Ph. Telemann. Fr./M., 1982–1983. Bd 1–2; idem. G. Ph. Telemann: Leben, Werk und Umwelt in Bilddokumenten. Wilhelmshaven, 1987; G. Ph. Telemann: the­ma­tisch-systematisches Verzeichnis seiner Werke: Instrumentalwerke / Hrsg. M. Ruhnke. Kas­sel, 1984–1999. Bd 1–3; Clostermann A. Das Hamburger Musikleben und G. Ph. Telemanns Wirken in den Jahren 1721 bis 1730. Reinbek, 2000; Telemann und Bach. Hildesheim; N. Y., 2005; Zohn S. Music for a mixed taste: style, genre, and meaning in Telemann’s instrumental works. N. Y., 2008.

Вернуться к началу