Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

TE DEUM

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 751

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

TE DEUM (лат. Те­бя, Бо­га [хва­лим]), ка­то­лич. мо­лит­ва, один из са­мых из­вест­ных гим­нов Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви. Пред­по­ло­жи­тель­но древ­ней­ший об­ра­зец му­зы­ки гим­на, во­шед­ший в гри­го­ри­ан­ский ка­нон (см. Гри­го­ри­ан­ский хо­рал). Не­риф­мо­ван­ный текст (рит­ми­че­ская про­за, в от­ли­чие от сти­хов боль­шин­ст­ва ка­то­лич. гим­нов), ав­тор­ст­во ко­то­ро­го при­пи­сы­ва­ют Ам­вро­сию Ме­дио­лан­ско­му, на­по­ми­на­ет псал­мы и псал­мо­по­доб­ные пес­ни биб­лей­ские. В T. D. вы­де­ля­ют 29 тек­сто­му­зы­каль­ных строф, в ка­ж­дой из ко­то­рых – 2 стро­ки про­из­воль­ной дли­ны. Текст, на­ря­ду с «ав­тор­ски­ми» мо­лит­ва­ми, со­дер­жит точ­ную биб­лей­скую ци­та­ту: Sanctus (стро­фы 5–6; сов­па­да­ет с тек­стом ор­ди­на­рия мес­сы). Древ­ней­шие ру­ко­пи­си, со­дер­жа­щие пол­ный но­ти­ро­ван­ный T. D., да­ти­ру­ют­ся 12 в.; са­мая ран­няя, фраг­мен­тар­ная, за­пись на­хо­дит­ся в ано­ним­ном «Учеб­ни­ке му­зы­ки» («Mu­sica enchiriadis») кон. 9 в. По со­во­куп­но­сти осо­бен­но­стей зву­ко­вы­сот­ной струк­ту­ры [уз­кий объ­ём ме­ло­дии (ам­би­тус), мар­ки­ро­ван­ный тон ре­чи­та­ции (те­нор), ме­ло­дич. фор­му­лы, ти­пич­ные для псал­мо­вых то­нов] пред­по­ла­га­ют, од­на­ко, что T. D. был на­пи­сан зна­чи­тель­но рань­ше, до эпо­хи Ка­ро­лин­гов (ко­гда цер­ков­ные ла­ды сло­жи­лись в ус­той­чи­во иден­ти­фи­ци­руе­мую сис­те­му). Ли­тур­ги­сты и му­зы­ко­ве­ды от­но­сят T. D. то к 3-му, то к 4-му то­ну, а в нор­ма­тив­ной кни­ге пев­че­ско­го оби­хо­да «Liber hymnarius» ла­до­вая ат­ри­бу­ция T. D. и во­все от­сут­ст­ву­ет (но­мер то­на не вы­став­лен).

T. D. пе­ли на ут­ре­не оф­фи­ция (в кон­це вос­крес­ной ут­ре­ни и на все боль­шие празд­ни­ки), а так­же во вре­мя бо­го­слу­жеб­ных про­цес­сий, при­уро­чен­ных к осо­бен­но тор­же­ст­вен­ным слу­ча­ям (ко­ро­на­ция, воз­ве­де­ние в сан цер­ков­ных ие­рар­хов и т. п.).

Му­зы­ку на текст T. D. (без ис­поль­зо­ва­ния его ори­ги­наль­ной ме­ло­дии) пи­са­ли мн. из­вест­ные ком­по­зи­то­ры: Я. П. Све­линк, Г. Пёр­селл (текст в англ. пер.), Ж. Б. Люл­ли, М. А. Шар­пан­тье, Г. Ф. Ген­дель, Й. Гайдн, А. Саль­е­ри, В. А. Мо­царт, Г. Бер­ли­оз, А. Брук­нер, Дж. Вер­ди, А. Двор­жак, И. Ф. Стра­вин­ский (в мис­те­рии «По­топ»), К. Пен­де­рец­кий и др. На­чаль­ную фра­зу ме­ло­дии гим­на М. Ре­гер взял за ос­но­ву сво­ей ор­ган­ной фан­та­зии.

Вернуться к началу